Сколько стоят ретроавтомобили в Казахстане?
Lifestyle
21.04.2018
|
Автор: Наталия Мирошниченко

Сколько стоят ретроавтомобили в Казахстане?

Основатель клуба Old Time Александр Иодес поговорил об этом с Kapital.kz

В Казахстане немало ценителей ретроавтомобилей. Сколько стоят эти раритеты и можно ли на них заработать? Для того чтобы понять причины подобного увлечения, «Капитал.kz» пообщался с Александром Иодесом, основателем клуба ретроавтомобилей OldTime.

С чего все начиналось?

Ну, начнем с того, что я с детства, как и большинство мальчишек, был увлечен автомобилями. Когда был поменьше, с восторгом садился к папе на коленки за руль нашего ЗАЗ-968, или попросту «Запорожца», а позже ЛуАза, и управлял машиной по дороге на дачу. Не упускал случая поиграть с машиной, ну и, конечно, приходилось помогать отцу в ремонте, так как раньше большинство работ автолюбители делали самостоятельно. Вот так спустя годы и проявилась любовь к отечественным машинам. И, став взрослым, в 2007 году я купил свой первый ретроавтомобиль «Волга ГАЗ-21», 1970 года выпуска. Впервые мы выехали на этой машине на свадьбу к друзьям. Ажиотаж вокруг такого автомобиля был нешуточный, многие молодые люди впервые видели такую машину на улицах Алматы, в общем, и друзья были довольны, и фотосессия удалась. В какой-то момент мне стало интересно не просто восстанавливать автомобиль, а делать копии известных служебных машин. И я начал подыскивать вариант для первого своего коллекционного автомобиля. Тогда-то мне и попалась «Волга ГАЗ-24», из которой я впоследствии сделал автомобиль службы такси. Затем купил «Жигули» 1973 года, решил стилизовать ее под машину милиции СССР. Пришлось искать рацию, спецсигналы и другие аксессуары. А еще позже приобрел оригинальный «RAF-22031», «скорая помощь». Когда в моей коллекции собралось уже несколько экземпляров, пришла мысль создать клуб ретроавтомобилей Old Time. Так и получилось некое сообщество поклонников и любителей ретротехники.

Сколько автомобилей в клубе?

Точную цифру назвать нельзя, так как количество машин постоянно меняется, поскольку люди покупают новые автомобили, реставрируют их и продают, затем снова покупают… Клуб ретроавтомобилей Old Time – это больше сообщество любителей ретротехники, тусовка единомышленников. Автопром разный, но большинство – это, конечно, отечественные автомобили, такие как ГАЗ-21, ГАЗ-24, ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, «ГАЗ-13 Чайка», «Москвич» и другие, но у каждой машина своя история. 

Автошоу, автопробеги, мероприятия...

Чтобы машины не стояли, мы стараемся их «выгуливать» как можно чаще. Правда, зимой это делать сложнее, а вот летом выезжаем часто, не пропуская знаковые события, мероприятия и выставки. Делаем это и для себя по выходным, потому как эти машины должны двигаться, если они стоят, начинают приходить в негодность. Если говорить об организации выставок… Два года назад мы самостоятельно провели пару мероприятий, но это очень сложное и затратное дело, поэтому мы не вышли на промышленный уровень, и сейчас участвуем в мероприятиях, которые проводятся при поддержке городских властей. Как правило, они приурочены к праздникам. Вот уже несколько лет мы выезжаем на автопробег, посвященный празднику Великой Победы 9 мая, ко Дню города и так далее. Очень часто нас приглашают выставляться на частных мероприятиях для антуража. Автомобили могут участвовать в свадьбах, фотосессиях, а также сниматься для документальных сериалов и художественных фильмов. Например, наши авто снимались в таких фильмах, как «Так сложились звезды» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», документальном сериале «Было дело».

Всегда, когда мы участвуем в выставках или устраиваем автопробеги и даже если просто едем эскортом на свадьбах, – это, несомненно, очень яркое зрелище. И реакцию у людей оно вызывает положительную. Для старшего поколения это приятные воспоминания, а для молодежи – просто красиво и нестандартно. Но если взрослые люди со знанием дела разглядывают двигатели, салоны и удивляются хорошему состоянию машин, то молодежь просто фотографируется на оригинальном фоне.

Затраты на реставрацию и содержание

Сложно назвать точную сумму реставрации, но определенно можно сказать, что это не дешевое удовольствие, да и времени требуется порой не один месяц и даже год. К примеру, на приобретение ВАЗ-2101 я потратил $3 тыс., еще $6 тыс. ушло на его восстановление и стилизацию под машину милиции. На создание такси было затрачено около $15 тыс. Для меня очень важно найти машину максимально «живую», чтобы она соответствовала заводской комплектации. Стараюсь искать машины с маленьким пробегом, чтобы в итоге получить авто с минимальными внедрениями извне. Все мои авто имеют родные кузова, родные салоны, я считаю, что в данном случае сохраняется дух этого автомобиля и его запах.

Содержание машин, что тут скажешь? Кроме государственных затрат, таких как технический осмотр, налог, обслуживание, необходимо докупать комплектующие детали и запасные части, которые постоянно выходят из строя. 

Сложно ли найти запчасти

Запчасти, которые используются для восстановления автомобилей, не все можно приобрести в оригинале. Находим мы их в разных местах, и лично я стараюсь ставить именно оригинальные детали, потому что считаю, что авто должно быть максимально аутентичным и максимально оригинальным. Ведь в том-то и ценность этих машин, и их стоимость. Что-то мы находим на разборах, что-то заказываем. Также некоторые детали до сих пор изготавливаются на заводах в России по старым чертежам, для нас это настоящая находка. С зарубежными автомобилями ситуация более сложная. Если на отечественный автопром можно найти запчасти у нас или же у соседей – Украины и России, – то для «иностранцев» приходится заказывать с дальнего зарубежья. К счастью, у нас есть партнеры, которые нам помогают в поиске тех или иных деталей. 

Специализированное СТО или машины-доноры для разбора?

Как такового специализированного СТО у нас нет, но есть умельцы, которые знают толк в старых автомобилях, знают их устройство и разбираются в деталях. Также на сегодняшний день существует такая тенденция, что люди, приобретая ретроавтомобиль, сохраняют только кузов от старой машины, а начинку ставят современную, но это уже отдельное направление, которое называется кастом. Оно тоже существует и набирает популярность, но это скорее для тех, кому интересна только обертка. Нельзя сказать, плохо это или хорошо, но я придерживаюсь мнения, что автомобиль должен быть таким, каким создал его завод. 

Аренда авто как бизнес

Люди интересуются такими автомобилями достаточно часто, но в теплое время года. Иногда приглашают такси в аэропорт для встречи своих друзей или родных, а также для встречи зарубежных гостей. Кстати, у такси имеется оригинальный таксометр, «глазок» и «шашечки», что придает особый шарм. На стилизованные свадьбы часто заказывают «Волги», «Чайки», кабриолеты. Стоимость аренды не является фиксированной, все зависит от мероприятия или случая, но колеблется она в районе 25 000 – 45 000 тенге в час. Сейчас, правда, спрос немного спал, скорее всего, это связано с экономической ситуацией в стране, но мы надеемся, что популярность будет расти, поскольку количество этих машин не увеличивается, а стоимость их растет с каждым годом. И наша задача – сохранить частичку истории. О прибыли в данном случае тоже говорить не стоит, скорее машины работают для того, чтобы себя содержать.

Планы на будущее

Это скорее не планы, а желания. Мы очень надеемся, что государство повернется в сторону ретроавтомобилей, как это делается во всем мире, чтобы мы пришли к созданию специализированного музея. Хотим иметь возможность показывать эти машины не только на мероприятиях, но и круглый год, чтобы люди приходили в музей в любое удобное время и знакомились с такими машинами, могли рассказать своим детям и внукам, а через машины – показать частичку истории. 

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть