Глеб Смирнов учится в усть-каменогорской школе-лицее для детей, одаренных в математике, физике и информатике. Вместе с астанчанами из Назарбаев Интеллектуальной школы — Аружан Калымовой, Владиславом Винтенбахом и Молдир Шынгыс — он представлял Казахстан на международной олимпиаде по наукам о Земле — IESO 2017, — которая завершилась недавно во Франции. Домой они привезли 2 серебра и бронзу. Как же становятся умниками?
Динозавры и укулеле
Глеб заканчивает школу. Как-то в 2000 совсем маленьким он увидел мультфильм «Динозавр» — после этого постепенно стал проявляться его интерес к наукам. Дома у него множество книг, с детства зачитывался энциклопедиями. Но не папа с мамой его заставляли, он сам постоянно просил покупать ему все новые книги, да и игрушки его всегда были пропитаны темой науки. Без пяти минут выпускник благодарен родителям за то, что его интерес был замечен, и что они помогли его реализовать.
«Когда я еще учился во втором классе, мама одноклассника отдала сына на станцию юных техников. Моя мама узнала и повела меня туда же. Так я оказался в клубе „Юный геолог“, где с нами занималась Наталья Петровна, мой наставник, к которому я обращаюсь и до сих пор. Она же помогала мне в подготовке и к французской олимпиаде. Постепенно мой интерес, хобби переросли в будущую специальность. Времени свободного практически нет, но я рад тратить свое время именно на геологию и на другие науки, которые мне интересны. Да и в свободное время читаю научную литературу», — рассказывает Глеб.
Но интересна ему не только геология. С определенного момента подросток увлекся астрономией. «Многие вопросы планетарной геологии не разрешены. Понимание строения других планет поможет нам понять строение планет в целом и Земли в частности». Но Глеб не сухарь, ни в коем случае не ботаник. Представьте себе, он даже слушает музыку. «Только качественную», на телефоне у парня музыки нет. У него не простой, а Hi-Fi-плейер, наушники Beyerdynamic.
" Рок слушаю. Nickelback, Linkin Park, самоубийство Честера Беннингтона, конечно, повлияло, стал переслушивать их старые альбомы. Фила Коллинза слушаю благодаря отцу. AC/DC, Rammstein, Queen… То, что сейчас популярно, меня не вставляет", — говорит он.
Очевидно, интерес к музыке тоже родом из детства. Ведь и его родители познакомились благодаря ей: отец юного геолога из Восточного Казахстана работал в 90-е в «Меломане», а его мама пришла в магазин и попросила диски Pink Floyd и Beatles вместо шансона, который спрашивало большинство покупателей. Музыка в их доме играла постоянно, а полки дисков и даже кассеты — одно из воспоминаний Глеба о детстве.
Кинофильмам Глеб внимания не уделяет, сериалам повезло еще меньше. А вот книги интересуют парня значительно больше. Художественной литературы он читает сейчас мало, все больше научные книги и те, что расширяют сферы познания. К примеру, один из авторов, чьих книг он прочел много, — Марк Леви.
Кто же спонсирует школьнику любовь к качественному звуку и недешевой, пусть и не самой сложной технике? Родители? Все оказалось проще. Призер международной олимпиады, во-первых, экономит, а, во-вторых, работает: «Отец сказал, что есть работа в Marwin. Я работал помощником продавца-консультанта, параллельно готовился к олимпиаде. А по технике я всегда нахожу те варианты, которые мне бюджетно выгодны. Трачу то, что заработал и сэкономил. Просто mp3 я уже не могу слушать».
Мне стало интересно, какие у такого умника могут быть друзья?
«Друзья, с которыми я общаюсь, интересуются наукой, каждый своим направлением. Да, они все умные. У нас есть точки соприкосновения, с каждым есть о чем поговорить. Но говорим мы, конечно, не только о науке. Даже до полемики, бывает, доходит. Начинаем какую-то идею развивать. А выдается свободное время — встречаемся на улице, идем гулять, можем зайти куда-нибудь, поесть. Отдых для нас — живое общение», — пояснил Глеб.
Помимо наук и музыки ему интересны и настольные игры. Magic: the Gathering — одна из них. Глеб считает себя атеистом и серьезно сомневается в необходимости религии в современном мире, что не мешает ему периодически думать о ценностях жизни: «Я понял, что не буду жалеть о времени, потраченном на то, чем буду заниматься, если в результате я смогу как-то продвинуть науку. Чтобы люди шли дальше, а не просто пользовались тем, что уже есть. Я не хочу стагнации. Мне хотелось бы показать миру, что нужно двигаться дальше. Потому что сейчас у абсолютного большинства людей просто нет целей. Я понимаю, что я буду лишь маленьким винтиком в этом огромном хронометре, но все большое состоит из чего-то меньшего. И в любом случаем какой-то свой вклад я внесу. Мне важен сам процесс развития человечества. Процесс, в котором буду участвовать я».
Наука в его понимании — это не одна лишь теория. «С молоточком по степи походить придется — это опыт, он нужен. Я очень хочу, чтобы у меня была и практика — опыт практического геолога. Геолога, который научился играть на укулеле», — говорит он.
Без гаджетов
Аружан Калымова учится в НИШ с физико-математическим уклоном с первого класса, сейчас уже в 10-м. В Астане она оказалась в 2004 году вместе с родителями, которые переехали в столицу из родного Алматы по работе. Но влияние на девочку оказали не они, а скорее старшая сестра, по стопам которой, как выражается сама Аружан, она пошла.
«Мне всегда было интересно заниматься математикой, решать задачи, нравятся биология и физика. Я еще не решила, кем стану. А сестра как-то рассказала, чем они занимаются в геологическом кружке. Потом она предложила мне поучаствовать в конкурсе для отбора ребят в команду на олимпиаду, и я пошла, прошла тест и стала вместе с другими готовиться», — рассказывает Аружан.
Ей, как и Глебу, интересна и астрономия, поэтому, когда в рамках олимпийской программы участников повезли в обсерваторию, оборудованную по самому последнему слову, от лицезрения созвездий в телескопы ее было не оторвать. Но большой след в памяти школьницы оставили не техника и звезды: «Вдохновили больше всего люди. То, что мы могли познакомиться поближе с ребятами из разных стран мира. Все были дружелюбные, мы общались, играли в самые обычные игры. Сама олимпиада понравилась: все эти шахты, пещеры, океан».
Недавно тренер нашей шахматной детской сборной сказал мне, что современным детям — его подопечным — очень мешают гаджеты и лень. Со вторым, как я понял, наша умница никогда не дружила. А что с первым?
«Я не очень люблю пользоваться гаджетами. С ними ты теряешь очень много времени. На олимпиаде у нас дней на пять забрали все телефоны, и знаете, мне это понравилось. Выяснилось, что можно и так общаться. С ними же человек становится более замкнутым. За те дни, что мы были без телефонов, я поняла, что могу спокойно прожить и без него. Мне больше нравится читать книги. Какие? Иностранных писателей в основном. Недавно прочитала с интересом книгу по психологии. Это было „Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных“ Эрика Берна. Понравились „Цветы для Элджернона“ Дэниэла Киза», — рассказывает она.
Музыкой юная астанчанка тоже занимается, но в более широком смысле, чем Глеб. Она не просто играет на фортепиано, но и участвует в работе сразу двух школьных групп — как ударница и вокалистка. Один из коллективов, к слову, даже выступал на ЭКСПО.
«Люблю заниматься музыкой, она меня расслабляет, отгораживает от проблем. А в „Цейтнот“ меня взяли так: девушка окончила школу и уехала, я как-то села за барабаны попробоваться, и учителю понравилось то, что я сделала. Позже научилась играть на гитаре. Что исполняем? Каверы. Сия, Бруно Марс. Сама для удовольствия иногда слушаю джазовую певицу Этту Джеймс», — делится своими музыкальными предпочтениями Аружан.
Это лето наша призерша готовилась к олимпиаде и ездила в Тараз в составе научно-исследовательской экспедиции, где были походы, экскурсии. Попасть в экспедицию — тоже означает успешно пройти конкурс. Можно сделать выводы об успехах Аружан в учебе хотя бы потому, что в такую экспедицию она попадает уже во второй раз: «Я стараюсь больше узнать и понять, чтобы в скором времени определиться, кем же я хочу стать».
Самый большой интерес
Молдир Шынгыс тоже из Астаны. Школу она, как и Глеб, заканчивает в этом учебном году.
«Все началось в девятом классе. Я интересовалась биологией, потом подключились химия и геология. Признаюсь: раньше считала биологию ужасно скучной. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока мы не начали изучать темы ГМО и биотехнологий. Я подумала и начала заниматься у приходящего к нам в школу профессора-биотехнолога из Назарбаев Университета. Мы выращивали раковые клетки! Теперь я точно знаю, что за биологией будущее. В какой-то момент биология и химия в рамках школьной программы оказались тесно связаны с географией и геологией, а в школе я увидела объявление, что идет отбор на олимпиаду. Минералы и горные породы, должна признаться, интересовали меня с детства, вот я и решила участвовать», — рассказывает Молдир.
Она до этого уже прошла хорошую школу олимпиад, был у нее и зарубежный опыт. Я заинтересовался, как родители повлияли на ее развитие. Оказалось, что работают оба в сфере, не имеющей отношения к науке, но именно они с детства стали задаривать дочь энциклопедиями. И в благодарность им она, наверное, и взяла серебряную медаль в одном из соревнований олимпиады в команде с ребятами из разных стран.
«Раскопки, поиски динозавров. Мне покупали много книг. И сейчас родные рады за меня, хотя удивляются все время: ты всегда интересовалась биологией, почему вдруг геология?» — процитировала родителей школьница.
В Назарбаев школах дети с 8 утра и до 6 вечера. Времени после учебного дня практически не остается. Тем не менее, уже четыре года Молдир занимается в школьном драмкружке. Актерское мастерство помогает ей расслабиться, найти вдохновение, улучшить английский, ведь представления ребята дают на нем. А год назад девушка попробовала себя в писательстве и заняла 1-е место в конкурсе «Алтын калам».
«Я люблю проводить время с семьей, с бабушкой ходить в парк. Мы с ней много разговариваем о жизни, гуляем, дышим», — рассказывает Молдир.
Каким-то чудом, но находит Молдир время и для скрипки, на которой играет с 8 лет и по которой окончила музыкальную школу. Да не просто играет, а выступает с ансамблем. А с друзьями ее объединяет биология: «Мои друзья увлечены ею, это наш самый большой интерес». А что же книги? Школьница старается больше читать, причем речь о художественной литературе: «Прочла „Бегущего за ветром“ Халеда Хосейни. Открытая искренняя книга. Поразило то, что описанное имеет место быть в нашем мире, что многие люди страдают и выживают, не разрушаясь внутри».
Она мечтает поступить в университет, в какой — пока не выбрала. Но решено, что изучать она будет биотехнологии — «хочу быть в науке». А ее самое яркое впечатление от прошедшего на Лазурном берегу слета самых умных школьников планеты можно выразить одним словом — «люди»: «Нет ничего более ценного, чем иметь друзей по всему миру. Мир — он такой маленький и огромный. Все культуры и все нации — мы все жители одной планеты. И у нас там это чувство единения было. И пока остается. В WhatsApp даже группу создали, в ней больше 100 человек. Отношения, которые мы там построили, я думаю, они будут длиться долго».
Молодые, целеустремленные, интересующиеся столь многим! Они не ограничиваются ничем, не ноют, что кто-то большой и важный не пришел и не сделал все за них и для них, не вытягивают последнее с пап и мам. Они только узнают, чего хотят, но с каждым днем начинают понимать это все лучше и открывать себя для себя же. Они самодостаточны, им, главное, не мешать. А уж если получится, то непременно помогать. К слову, казахстанская команда оказалась в Ницце не по госзаказу и не за госбюджет. Финансирование поездки осуществил частный научно-образовательный фонд им. академика Шахмардана Есенова. Возможно, если бы больше организаций, в том числе и государственных, помогало нашим детям в их таких доблестных стремлениях, на высшие ступени пьедесталов почета всемирных олимпиад все чаще поднимались бы ребята из Казахстана, а не китайские вундеркинды, как это произошло в этом году во Франции.