USD 377.29₸ ↑ +0.870
EUR 418.41₸ ↑ +1.000
RUB 6.09₸
BRENT 64.59$ ↓ -0.400
BTC 8563.70$ ↓ -0.019
ETH 164.12$ ↓ -0.029
LTC 56.48$ ↓ -0.019
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяLifestyleВ поисках правильного баланса жизни и работы

В поисках правильного баланса жизни и работы

Баланс жизни и работы – вечный поиск комфортного ритма для будней

Баланс жизни и работы — вечный поиск комфортного ритма для будней. Это вопрос личной продуктивности: выстроить дела так, чтобы не сгорать на работе и хорошо отдыхать. Но если после шести вечера вам пишут коллеги, часы переработок растут, а часть дел заканчиваете дома — ваш баланс полностью нарушен. Жизнь становится сплошной рабочей сменой. Осознание этого приходит вместе с болезнями, недовольством близких и ощущением, что вы совсем не живете. В Японии — стране «восходящих сверхурочных» — даже появились слова «кароши» («смерть от переутомления») и «карохисацу» («самоубийство из-за стресса на работе»). По официальным данным, «кароши» убивает около 200 человек в год. А по неофициальным данным, из-за рабочего стресса в Японии происходит треть самоубийств, а это более 10 000, пишет издание Slon.

Почему стоит искать свой метод продуктивности?

Найдете личный эффективный способ работать — тогда вы сэкономите многие часы жизни на более важные дела. «Если вы сами не распланируете свою жизнь, кто-то еще сделает это за вас, и вам, возможно, придется не по душе их представление о балансе», — предупреждает Найджел Марш в своей TEDx-лекции о равновесии жизни и работы. Если не распределить время работы, то она начнет занимать не только личное время, но и мысли. Опрос Фонда психического здоровья показал, что чем больше времени люди проводят на работе, тем больше часов вне работы они думают или беспокоятся о ней.

1. Найдите «убийц продуктивности»

Первый шаг: в течение недели считать, сколько времени занимает каждый пункт ежедневной рутины. Засеките, сколько времени уходит на дорогу, разбор почты, обед, летучку, обсуждения с коллегами. Так проще понять, какие бесполезные занятия и привычки заставляют вас срывать дедлайны, продлевают ваш рабочий день и не дают быть продуктивным. Статистика беспощадна: вы удивитесь, как на самом деле короткие перекуры или чаепития с коллегами отнимают часы вашего дня. Обязательно ведите заметки. Для записи длительности небольших дел просто поглядывайте на часы, а для долгих занятий поставьте таймер. Записывайте расход времени так, как вы бы записывали свои ежедневные траты денег.

Серфинг в интернете измерить проще. Сервис RescueTime.com определяет время использования каждого приложения и открытого сайта. Вы задаете лимиты или ставите блокировку на сайты, устанавливаете цель тратить не более 2 часов на социальные сети. Затем сервис высылает отчет со статистикой — вы видите картину дня и своих онлайн-привычек. Доступно приложение для планшета и смартфона.

2. Исключите бесполезные занятия

Посчитали время? Просмотрите статистику и найдите самые бесполезные и долгие занятия. 40 минут пили чай с коллегой? 50 минут в день уходит на перекуры, а 4 часа — на Facebook? Сократите посторонние дела. Не отвлекайтесь на походы в магазин или задушевные беседы. Иначе работа плавно растянется до позднего вечера или займет выходные.

3. Не выполняйте чужие обязанности

Помимо бесполезных дел, исключите из списка то, что не входит в ваши обязанности и за что вам не доплачивают. Обсудите эти детали с шефом и тратьте время лишь на задачи, прописанные в трудовом договоре. Это важно и для самого руководства: либо вы выполняете свои задачи эффективно, либо выполняете больше, но хуже и с доплатой за сверхурочные.

4. Найдите подходящую технику распределения времени

Баланс жизни и работы индивидуален. Нет универсальной техники: одним подходят таймеры и пошаговые пункты, другим комфортно делать задачи в произвольном порядке. Метод «Помидор», матрица управления временем Стивена Кови, Time Power Брайана Трейси — попробуйте все и найдите новые. Важно определить свой комфортный ритм, в котором вам действительно проще работать. Не заставляйте себя следовать некой популярной методике, иначе вы еще больше себя вымотаете.

5. Оцените рабочую атмосферу в вашем офисе

«Люди идут на работу и фактически разбазаривают свой рабочий день на ряд рабочих моментов. Потому что у вас есть 15 минут на то и 30 минут на это, а потом происходит что-то еще и вы полностью оторваны от работы. Вам нужно выполнить новую задачу, потом у вас есть двадцать минут, потом ланч. Потом появляются новые дела, потом у вас есть 15 минут, и тут кто-то вас отводит в сторону и задает вопрос. Не успеете вы моргнуть — уже 5 часов. Вы оглядываетесь на прожитый день и понимаете, что ничего не сделали», — рассказывает предприниматель Джейсон Фрид в своей TEDx-лекции «Почему работа происходит не на работе». Фрид считает, что большинство людей в офисе постоянно отрывают от дела, поэтому людям удобнее работать там, где их никто не отвлекает. Например, задерживаться в офисе, потому что там никого нет и никто не мешает, или тратить на работу свои выходные. Договоритесь с коллегами о «часах тишины» — никаких разговоров во второй половине дня, только чаты. Создайте свой знак «не беспокоить». Пусть коллеги знают, что статуэтка, игрушка или яблоко на краю стола — попытка выкроить час-два непрерывной работы. От офисного шума спасет медитативная музыка или звуки природы в наушниках.

Если ни один способ или совет не подошел, ищите дальше. Читайте книги, смотрите лекции TED, качайте приложения — пробуйте все. Потратьте неделю или даже месяц на настройку личной продуктивности и у вас появится больше свободных часов на спорт, путешествия и время с близкими. А это порой важнее работы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.