Брайан Чески и Джо Геббиа никогда не тянулись к славе, американские парни-студенты просто хотели заработать денег. В некоторых моментах развитие платформы Airbnb напоминало навязчивую идею со слепой верой в успех, которая позволила молодым и амбициозным юношам реализовать свою мечту и добиться мирового признания.
Брайан Чески родился 29 августа 1981 года в Нью Йорке в семье социальных работников, его мать была итальянкой, а отец – выходцем из Польши. С раннего детства мальчик интересовался графикой и всем, что связано с живописью, а потом решил связать с этим свою жизнь. Поступил в Школу дизайна Род-Айленда, в 2004-м получил степень бакалавра в области промышленного дизайна и начал упорно работать по специальности, но это не приносило ожидаемых результатов. И в итоге он нашел себя на совершенно другом поприще. Именно это стало началом пути к успеху и финансовому благополучию.
Джо Геббиа родился в Джорджии 21 августа 1981 года, интересовался искусством, активно принимал участие в графических конкурсах. Позднее поступил в ту же школу, что и его будущий компаньон. Именно тесная дружба и финансовые трудности их сплотили и помогли в какой-то момент придумать успешную платформу, которой пользуются миллионы людей.
Итак, был 2007 год. Джо и Брайан, чтобы оплатить аренду, решили сдавать 3 матраса и готовить завтрак. В этот момент в Сан-Франциско проходила крупная конференция, отели были переполнены.
Друзья не стали размещать свое объявление на сайте Craigslist, вместо этого они сделали простой сайт с картами, которому дали название AirBed & Breakfast или «надувной матрас и завтрак». Два мужчины и одна женщина арендовали матрасы и заплатили по 80 долларов каждый. А после того, как конференция закончилась, ребята получили электронные письма, в которых люди интересовались, когда подобный сервис появится в других крупных городах.
Казалось бы, дело сделано, можно расти, но люди эти интересовались возможностью аренды матраса с завтраком за пределами Соединенных Штатов, а Сан-Франциско, как потом выяснилось, рынком оказался не самым прибыльным и активным из-за высокой гостиничной конкуренции и больших средних доходов приезжающих в мегаполис путешественников, поэтому малобюджетные варианты размещения их мало интересовали.
После первого успеха пришла эйфория, свойственная многим начинающим предпринимателям на первом этапе развития, однако друзей ждало разочарование. Спрос не рос так, как они того ожидали. А единственным источником финансирования проекта оставались деньги на банковских счетах основателей, которые быстро закончились, затем у Джо и Брайана появилась целая коллекция кредитных карточек с постоянно растущими долгами.
Чески и Геббиа снова вернулись к пониманию того, что одна из их ключевых проблем кроется в недостатке финансирования. Каждый предыдущий их раунд переговоров с инвесторами оборачивался неудачей, поэтому они решили подойти к вопросу иначе и разработали поэтапный бизнес-план с прописанной стратегией по привлечению на онлайн-сервис владельцев жилых помещений, которые отвечали требованиям платформы о краткосрочной аренде. Расширить базу владельцев жилья, чтобы предложить гостям максимальное количество доступных вариантов выбора, казалось решением, способным изменить ситуацию и перейти на новый уровень развития бизнеса.
Но еще до того, как отправить предложения потенциальным инвесторам, способным профинансировать стремительное расширение сервиса, ребята снова принялись за доработку сайта. По результатам анализа ситуации и тестирования они поняли, что несмотря на удобный интерфейс, для получения наилучшего результата поиска пользователь вынужден совершать много лишних движений. Это было существенным минусом сервиса от конкурентов, поскольку остальные сайты предлагали пользователям забронировать квартиру в интересующем районе буквально в два клика без сложных регистраций. На волне нововведений, которые ожидали сервис, в команду пришел Нейтан Блечарзик. Некоторые относят этого человека к числу отцов-основателей Airbnb, но справедливости ради стоит сказать, что на первых порах он выступал в проекте в качестве веб-разработчика, однако внес существенный вклад в то, каким представляется ресурс сегодня.
Отправили предложения о сотрудничестве американским инвесторам. Почти все отказались, некоторые вовсе проигнорировали предложение. Это стало большим ударом для молодых людей. Но вместо того, чтобы отказываться от перспективной идеи, они снова принялись за работу, выясняя, чем именно не понравился проект инвесторам, и что нужно сделать для исправления ситуации.
Позже стало известно, что инвесторов отпугнула некорректно сформулированная концепция стартапа. Они решили, что идея была в том, чтобы сдавать жилье в аренду за относительно высокую плату, что не отвечает разумным требованиям потребителя, поэтому, по словам инвесторов, не могло вызвать высокого спроса.
Кто-нибудь другой, возможно, опустил бы руки после серии неудач, решив, что подобный сервис никому не нужен, но основатели AirBed & Breakfast проявили упорство. Они сделали ставку на издания c небольшой аудиторией. Идея была в том, что чем менее успешно издание, тем больше внимания оно сможет уделить никому не известной компании. Репортажи о AirBed & Breakfast привели к тому, что в конце концов даже каналы NBC и CBS выпустили интервью с его основателями.
Тем не менее этого было недостаточно, чтобы найти арендаторов для всех комнат, тогда Джо и Брайан придумали отличный план. Они ведь были дизайнерами, поэтому решили сделать хлопья Obama O’s и Cap’n McCain’s с рекламой AirBed & Breakfast.
Хотя идея показалась нелепой, как они сами признавались, они решили ее воплотить. Владелец типографии согласился напечатать 500 коробочек за долю от возможной прибыли с продажи хлопьев. Такую модель привлечения инвестиций бизнесмены не рассматривали, но, оценив возможные риски и прибыль, все-таки согласились. Потом нашли в супермаркетах самые дешевые хлопья, закупили несколько десятков килограмм, вручную расфасовали по фирменным коробочкам.
Кампанию по продаже хлопьев в интернете анонсировали как возможность приобрести лимитированную продукцию, практически коллекционную вещь. Стоимость коробки с хлопьями составляла 39 долларов. Эксперты и маркетологи до сих пор называют подобный ход гениальным. Владельцам арендованного жилья предлагали подавать хлопья на завтрак, а гостям продвигать продукт через социальные сети и интернет, делая забавные фотографии на фоне коробок.
Среди поклонников идеи оказались также американская певица Кети Перри и наследница состояния Пэрис Хилтон. Примерно за год бизнесменам удалось выйти на чистую прибыль около 30 тыс. долларов, что позволило рассчитаться с долгами и получить средства на дальнейшую раскрутку Airbnb.
В конце 2008 года Чески и Геббиа получил 20 тыс. долларов от Пола Грэма из Ycombinator, и первые три месяца 2009 года совершенствовали свой продукт в акселераторе, наняли первого программиста. В марте того же года они официально сократили название до Airbnb и ушли от аренды матрасов к аренде комнат и квартир. После окончания акселерации Airbnb начал расти. Хотя в том же 2009-м компания уже зарабатывает 200 долларов в неделю, но росла очень медленно, тогда Гебиа и Чески начали снимать комнаты, выставленные на Airbnb в Нью-Йорке, чтобы оценить качество предложений и взглянуть на сервис глазами покупателя.
Как оказалось, хозяева сами делали фотографии на свои телефоны, и в результате они получались низкого качества, не выглядели привлекательно. Решить проблему Джо и Брайан решили, арендовав фотоаппарат за 5 тыс. долларов и посетив все объекты в Нью-Йорке, чтобы сделать качественные фото и разместить их на сайте. Это привело к тому, что количество бронирований увеличивается в 2-3 раза, а выручка в Нью-Йорке удвоилась. Летом 2010 года Airbnb запустил программу, которая позволяет хозяевам нанимать профессионального фотографа за счет сервиса в крупных городах.
В конце 2009 года Airbnb отчаянно нуждался во входящем трафике, и Craigslist был одним из мест, где можно было найти людей, которые не хотели останавливаться в отеле, выискивая что-то более интересное.
Airbnb не афишировала, что занималась спамом, но один из пользователей Дэйв Гуден, обнаружив странный рост количества пользователей Airbnb, провел эксперимент. Он разместил объявление на Craigslist и получил письмо от женщины, которая сообщила, что ей очень нравится его квартира, она предложила ему разместиться на Airbnb, чтобы найти больше арендаторов, так как это сайт с растущим трафиком.
Чтобы исключить то, что ему действительно написала одна из восхищенных пользователей Airbnb, Дейв использовал таргетинг на пользователей Craigslist, разослал несколько электронных писем c предложением разместить комнаты для аренды на своем сайте, и пообещал, что сам разместит их на Сraigslist. Затем он дал объявление об одной из комнат на Сraigslist и получил точно такое же письмо с предложением разместиться на Airbnb. Тогда он разместил еще две комнаты, и получил то же самое письмо, что подтвердило что Airbnb активно рос за счет Craigslist.
В начале 2010 года Airbnb сделала специальный бот, который позволял хозяевам, размещая объявление, копировать его и на Craigslist. Также на Craigslist размещалась обратная ссылка на Airbnb, и так как у платформы были хорошие фото, качественные описания, то пользователи продолжали пользоваться ею в дальнейшем. Таким образом сервис привлек арендодателей, так как давал возможность с легкостью размещать объявления сразу на двух платформах, объявления содержали обратную ссылку на Airbnb, что приводило путешественников.
К 2011 году на Airbnb было забронировано 1 млн ночей. Платформа работала в 89 странах и стала «единорогом» в Кремниевой долине, оценка стартапа достигла 1 млрд долларов, венчурные капиталисты вкладывали в него миллионы долларов. Но кроме денег на Airbnb сыпались и неприятности. Некоторые гости оставляли после себя разгром, — компании приходилось внедрять страхование для хозяев. К тому же новый логотип раскритиковали. Юридические проблемы не прекращались. Оказалось, что во многих городах и странах есть законы, запрещающие с теми или иными условиями сдавать в аренду жилье: где-то не позволяется краткосрочная аренда, где-то штрафуют за субаренду. В одних местах возмущались соседи, которым не нравился поток незнакомцев в подъезде, в других — политики обвиняли Airbnb в том, что компания способствует дефициту на рынке жилья.
Компания окончательно обозначила себя на рынке в качестве крупного игрока, предлагающего одинаково удобное размещение как хозяевам апартаментов, так и их арендаторам, в 2014 году. При этом Джо и Брайан никогда не ставили перед собой задачу максимально снизить цены для потребителя, напротив, ценообразование напрямую зависит от владельцев жилья. Компания берет за посредническую деятельность комиссию. Сервисный сбор составлял 3% от конечной суммы бронирования для арендодателей и 14% для гостей, но условия размещения зависят от страны. В этом плане компания серьезно обогнала конкурентов из СНГ – агентства недвижимости, занимающиеся посуточной арендой квартир, и берущие за это чуть ли не 50% суточной стоимости размещения, а иной раз больше. Бронируя жилье через платформу, гости всегда знают, за что они платят, скрытых платежей нет. Все средства направляются на операционные нужды, рекламу сервиса, поддержку владельцев жилья, страховку и т.д.
Airbnb стала альтернативным поставщиком услуг для Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году, опыт оказался удачным, и в 2019-м она объявила о 10-летнем партнерстве с Олимпийским комитетом, а также о планах по выходу на IPO.
В Казахстане Airbnb заработала в преддверии ЭКСПО-2017 с объявлениями о посуточной аренде квартир в Астане.
О том, что Airbnb запустила сервис Airbnb Luxe для бронирования эксклюзивной недвижимости, в том числе вилл, средневековых замков и даже частных островов, стало известно в июне 2019 года. Жилье, забронированное через Airbnb Luxe, отличалось тем, что оно искусно спроектировано, в идеальном состоянии, с роскошными удобствами и услугами. По тогдашним установленным Airbnb стандартам дома соответствовали более чем 300 критериям. Премиум-клиентам было решено предоставить личного менеджера, который не только организовывал проживание, но и помогал забронировать столик в мишленовском ресторане.
Предложение включало трансфер из аэропорта, личный прием и персонал, от личных шеф-поваров до массажистов. Airbnb Luxe предложил в 2019 году более 2 тыс. объектов для бронирования. Средняя цена недельной аренды тогда составляла 14 тыс. долларов, но на некоторые объекты достигала 1 млн долларов. Больше всего вариантов жилья расположено в районе Карибских островов, потом в Латинской Америке, Азии и Австралии. В США на момент запуска услуги было доступно 6 направлений (Гавайи, Лос-Анджелес, Палм-Спрингс, Парк-Сити, штат Юта и лыжный курорт Вайл), в Европе – 5 (Лондон, итальянские регионы Апулия, Сицилия и Тоскана, швейцарские Альпы). Многими объектами, которые на старте предложила Airbnb Luxe, владели звезды и миллиардеры, но кто именно было неизвестно, информацию засекретили.
Пандемия коронавируса нанесла компании серьезный удар. Убытки составили сотни миллионов, четверть сотрудников была уволена. Компания объявила, что отменить бронирование можно без штрафов и вызвала этим недовольство арендодателей, на которых легли существенные потери. Хотя прямые связи между хозяевами и гостями на платформе запрещены, многие начали искать обходные пути, чтобы заключать сделки, минуя посредника. Но нет худа без добра. Из-за коронавируса стали развиваться путешествия внутри страны, Airbnb сообщила, что в начале июня 2020 года количество бронирований в США было таким же, как год назад. Кроме туризма, еще одним перспективным сегментом тогда Брайн Чески называл изменения в отрасли аренды в связи с развитием удаленной работы.
К неприятностям из-за локдауна добавилась еще одна. Десять европейских городов в феврале 2020 года призвали Евросоюз законодательно отрегулировать деятельность Airbnb. Заявление подписали мэрии Амстердама, Барселоны, Берлина, Бордо, Брюсселя, Кракова, Мюнхена, Парижа, Валенсии и Вены.
«Из-за Airbnb регулярно возникают проблемы со сбором налогов и безопасностью, поскольку в жилые дома постоянно заселяются никому не известные люди. Исходя из того, что за последние десять лет число ночевок туристов в европейских городах выросло более чем в полтора раза, текущее законодательство, регулирующее деятельность Airbnb, давно устарело и требует доработки», - говорилось в заявлении.
А в марте Airbnb создала фонд помощи всем арендодателям, которые пострадали из-за пандемии коронавирусной инфекции и связанных с ней отмен бронирований. Выплаты получили все, кто ожидал гостей в период с 14 марта по 31 марта. Гости получили полный возврат средств, а хозяева — 25% суммы, которую получили бы в соответствии со стандартными правилами отмены.
В сентябре того же 2020-го Apple Inc. освободила некоторые компании от 30%-ной комиссии, в их число вошла и Airbnb Inc. К тому времени количество хозяев на платформе Airbnb превысило 4 млн, выручка за все время составила более 100 млрд долларов, география деятельности составила 220 стран, 100 тыс. городов.
Компания вышла на IPO на NASDAQ 9 декабря 2020 года. Акции в первый день после IPO размещения выросли на 142,6%, до 165 доллара при цене размещения в 68 долларов за бумагу. Рыночная стоимость компании превысила 109 млрд долларов. В ходе листинга Airbnb привлекла около 3,4 млрд долларов без учета покупки дополнительных акций организаторами. Оценка компании после листинга составила 47 млрд долларов.
В 2021 году рыночная капитализация Airbnb превысила 108 млрд долларов, и это больше, чем капитализация крупных гостиничных сетей Marriott, Hilton, InterContinental, Hyatt, Wyndhan и Choice вместе взятых.
В мае 2022-го стало известно, что Airbnb Inc. намерена уйти из Китая, однако, она сохранит доступ к бронированию зарубежной недвижимости для китайских клиентов. По данным источников, на долю китайского рынка приходится лишь порядка 1% выручки Airbnb. Количество объектов недвижимости, представленных сервисом в КНР, на конец апреля составляло порядка 500 тыс. при более 6 млн объектов по всему миру. В Китае Airbnb приходилось конкурировать с такими компаниями, как Meituan, приложения которых объединяют в себе широкий круг услуг - от заказа продуктов, такси и массажа до бронирования туров. Для таких сервисов привлечение новых клиентов было более простым и дешевым, чем для Airbnb. Жесткие локдауны, введенные в КНР для сдерживания распространения COVID-19, усугубили проблемы Airbnb, в связи с чем компания приняла решение об уходе с китайского рынка.
А в сентябре 2023 года акции Airbnb Inc. включили в расчет фондового индекса S&P 500. Ее капитализация на тот момент составила 4 млрд долларов. В октябре генеральный директор Airbnb Брайан Чески заявил о самом масштабном обновлении за всю историю компании. Трансформация бизнес-модели, по его словам, предполагает расширение сегмента долгосрочной аренды и внедрение новых услуг, в том числе проката автомобилей. «Автомобиль - это второй по величине актив в жизни человека после его дома», - подчеркнули в компании. Наращивание предложения долгосрочной аренды жилья станет одним из основных направлений деятельности сервиса. После пандемии в мире сформировался спрос на аренду жилья сроком от одного до трех месяцев. Величина этого спроса сильно недооценена, сказал тогда Чески. Кроме того, в рамках планов по диверсификации сервис рассматривает возможность предоставления клиентам услуг ресторанного бизнеса.