«Чем меньше у вас денег, тем гениальнее должны быть ваши идеи». Напутствие от всемирно известного шведского бренд-консультанта Томаса Гэда, вдохновило на подвиги не один десяток предпринимателей. С этого начинали многие ныне популярные бренды, не обремененные внушительными финансами в период стартапа. Уж не знаю, зачитывалась ли трудами бизнес-гуру Лейла Ахмет-Осман, но ее первые шаги в бизнесе начались именно с творческого порыва.
На фото: Регина Золоева, Крис Элко, Лейла Ахмет-Осман, Норман Сиглер (баллотировался на пост мэра г.Сиэтл)
Пару лет назад выпускница КазНАИ им. Жургенова и Центральной Креативной Академии г. Сиэтл (США), вместе с друзьями (на фото) сложились по 200 долларов и выпустили первую партию маек (300 шт.) с изображением черепахи. На американской ярмарке их товар оказался кстати. Без особого труда продав вторую партию, Лейла решила продолжить развитие бизнеса на Родине.
Шаг 1. Бренду нужна легенда!
Бренд «Lucky turtle» (в пер. с англ. - «Удачливая черепашка») появился на свет в 1998 году. Но тогда это был еще не бренд, а лишь один гобелен с изображением черепахи в стиле «символизм». «Я работала над диссертацией по теме «Мировоззрение и конструктивизм кочевников», штудировала тонны исторических и литературных источников. Вопросы жизни, мифология, легенды в них были тесно переплетены», - вспоминает Лейла Ахмет-Осман. – «Однажды, в библиотеке, я наткнулась на одну старую книжку. В ней была таблица из 9 квадратов. В каждом квадрате – цифры». Пояснений к рисунку не было. Пришлось искать смысл самостоятельно. Складывая числа в разном порядке, в сумме каждый раз выходило – 15. Спустя какое-то время, художница решила использовать таинственный символ в своем творчестве: «В мастерской уже был натянут холст, и я думала – в какую форму этот квадрат можно «влить»? Из образов мне пришла только черепашка. Панцирь очень похож на квадраты, расчерченные в этой таблице».
Позже выяснилось, что головоломка родом из древней легенды: «4 тыс. лет назад из моря вышла черепаха, чей панцирь был покрыт загадочными знаками. Бедный рыбак пересчитал эти пятна, и на его нищую провинцию с тех пор снизошло процветание, а сам рыбак стал императором». Китайцы, малазийцы и жители Тибета считают эту легенду своей. Но суть не в этом. С тех пор, и Лейла начала смотреть на картину с черепахой, как на талисман. «Мои друзья сказали – делись удачей! И я, вместо того, чтобы назвать дизайнерский бренд собственным именем, назвала - «Lucky turtle».
Шаг 2. Позиционирование: Авторский фен-шуй
Вернувшись в Казахстан, Лейла начала делать талисманы. Черепашка плавно перекочевала с футболок на браслеты, подвески, ремни, сувениры, чехлы для айфонов (3 тыс. тенге), портмоне, держатели для сумок, платки (6,5 тыс. тг), итд.
В ходе многочисленных выставок (в Казахстане, России, Турции, Европе), наравне с картинами (от $ 300) и гобеленами (от $1 тыс. - $15 тыс.), презентовала и новую авторскую концепцию. «Это произвело впечатление на людей. Было много хороших отзывов и продажи пошли. У меня появился двойной стимул», - рассказывает Лейла Ахмет-Осман.
Лучшей рекламой оказалось «сарафанное радио». «Авторский фен-шуй» без религиозных и национальных оттенков, в Астане и Алматы приняли на ура. История, начало которой положили кочевники, нашла продолжение в интернациональных символах удачи.
Шаг 3. Контракты путешественника
Микс из натуральных материалов, драгоценных и полудрагоценных металлов и камней заставил всерьез и надолго углубиться в производственный процесс. «Я делаю эскиз, «восковку» и отливаю металл в мастерских у местных ювелиров. Серебро покупаю в шариках, так легче отмерять. Жду момента, когда курс на серебро падает и покупаю чистое без примесей», - детально поясняет Лейла. Камни приобретает в разных странах – ограненные и без огранки. Из натуральных ископаемых делает по одному экземпляру (от 3 тыс. – до 50 тыс. тенге). Кроме того, что приходится вникать во все тонкости рыночной экономики, масса времени уходит на поиск партнеров зарубежом. 90% предметов для «Lucky turtle» производится за пределами Казахстана. Остается только выбрать лучших.
«Качество маек в Бишкеке и Китае мне не понравилось. В Арабских Эмиратах нашла одну фабрику, где смешивают хлопок с шелковым стретчем. То что нужно! Камни из Чехословакии и Германии приклеивают накрепко. Сейчас уже делаю там четвертую партию», - делится Лейла. –«Поначалу заказывала футболки в США, но у американцев немного другой стиль. Они носят прямые и бесформенные вещи, с минимальным процентом декора (полюбили шелкографию (5 тыс. тенге). А наши люди привередливы - им больше нравятся приталенные модели и, непременно, со стразами и блеском» (7 тыс. тенге).
На фото: Лейла Ахмет-Осман
Часы (5 тыс. тенге), точное время на которых тоже указывает черепашка, Лейла заказывает в Японии. Минимальная партия – 500 единиц. С бижутерией чуть проще. Японские фабриканты соглашаются и на меньшие партии (120 – 150 единиц). В Гонконге производит платки, в американском штате Флорида - пробки для бутылок и сумко-держатели, в Малайзии – украшения. Единственное, что до сих пор сама создает вручную "от и до" - шелковые платки-батик (10 – 15 тыс. тенге).
В планах – выйти на Тибет. Тамошние скорняжных дел мастера вдохновили казахстанскую бизнес-вумен на создание вещей и аксессуаров из кожи. На очереди – диалог с Индией. «Передам свои эскизы и будет новая коллекция!» - уверена Лейла. Дальнейший процесс контролирует по Интернету.
Шаг 4. Малый экспорт
Растет спрос, растут и объемы. Появились дистрибьютеры по Казахстану. Несколько компаний (из РК и стран Центральной Азии) выкупают у дизайнера целые коллекции и продают уже в своих магазинах. Недавно, изделиями от Лейлы Ахмет-Осман заинтересовались и российские ритейлеры. А вот с государственными программами поддержки МСБ и экспорта роман как-то не складывается. «О помощи со стороны государства я подробностей не знаю. Наверное, мой бизнес пока не на том уровне», - скромно замечает собеседница. К слову, сегодня партия футболок состоит уже не из 300 штук, как в недалеком 2010 году, а из 2 тысяч!
Собственная арендованная площадь в одном из торговых комплексов Алматы не слишком соответствует дизайнерским амбициям. В верхней части города имеются серьезные проблемы с «проходимостью» потенциальных покупателей. Зато есть возможность продемонстрировать ассортимент – эдакая постоянная выставка-продажа.
Рентабельный «Hand made»
Несмотря на то, что многие вещи из коллекции Лейлы Ахмет-Осман созданы вручную, «хендмейдом» все это назвать уже сложно. К дизайнерским навыкам подключился профессиональный подход - начиная от упаковки (конверты в стиле открыток, сумки, стильные пакеты) и заканчивая сотрудничеством с крупными фабриками. Формат «hand made» хорош для одного-двух изделий, но для массового производства не подходит, признает Лейла. По ее словам, когда объемы растут, "лучше делегировать полномочия"
Интересно, что в разных странах к ручной работе относятся по-разному. К примеру, «Америка – это страна подростков. Ко всему богемному, эксклюзивному там относятся осторожно. Авторские работы больше любят в Европе, России и Средней Азии. Особенно женщины. В США дамы отличаются умом и сообразительностью, но в большинстве своем недооценивают креатив мастеров. Им куда интереснее знать у кого больше денег на счету в банке», - делится наблюдениями дизайнер.
Тайм-менеджмент в стиле арт
Утро дизайнера начинается как у любого бизнесмена: просмотреть корреспонденцию, ответить на письма, узнать чем живет этот безумный мир. Днем – семья, встречи. Творческий всплеск происходит ближе к ночи. В тишине продуктивнее мыслить, рисовать эскизы, придумывать новые проекты. Но зачастую, как это бывает у людей искусства, вдохновение захватывает надолго.
В этом случае, графики, расписания и прочие атрибуты деловой жизни автоматически отменяются. В приоритете - искусство! На втором месте - дизайн. Бизнесу в жизни Лейлы отводится почетное третье место.
«Я должна развиваться, в первую очередь, как художник. Иначе не логично трудиться над вещами, которые не вдохновляют тебя самого»,- подытожила Лейла.
Говоря сухим языком цифр, 75% времени - для души, 25% - бизнесу.
P.S. Что важнее – идея или стартовый капитал? Несомненно, у обоих направлений найдется немало сторонников, имеющих солидный опыт. Однако, философию бренда, его имидж, его суть и смысл не купишь за наличные, благодаря наследству или супер-консультантам. Можно прибегнуть к аутсорсингу производства, дистрибьюции, итд…
Но ИДЕЯ должна «родиться» в вашей голове, ну или хотя бы найти там живой отклик. Это главное условие, которым важно обладать на старте. Это суть бизнеса и ключ к успеху.