Аукционы в Казахстане. Становление традиций

09.11.2012 • 15:07 4475

Аукционы в Казахстане. Становление традиций

Проведение аукционов коллекционной живописи и антиквариата – неотъемлемая часть мирового арт-рынка, и в большинстве западноевропейских стран они проходят с завидной регулярностью, причем не одну сотню лет. В не столь далеких Москве, Санкт-Петербурге и Киеве аукционы давно уже стали культурно-светскими мероприятиями, постоянными гостями которых являются не только коллекционеры, но и весьма популярные личности. Это не просто модно, но и прибыльно. 

Многие, даже весьма далекие от искусства люди, поняли, что пришло время инвестировать капиталы не только в чисто коммерческие проекты, но и в живопись, антиквариат. Несмотря на кризис, объемы продаж постоянно растут, например, крупнейший в России аукционный дом «Гелос» проводит еженедельные торги, а также аукционы месяца, сезона и года. 

Гиперактивны в этой сфере китайцы: в прошлом году на аукционе «China Guardian» был поставлен ценовой рекорд на произведения современных китайских живописцев. Картина художника и каллиграфа прошлого века Ци Байши была продана за $65,5 млн. В Казахстане подобные мероприятия носят несколько хаотичный характер, да и диапазон цен поскромнее.

c12267d607e9c4668f1ea15c767.JPG

(Фото: Игорь Кочетков)

«Опыт проведения аукционов в нашей стране совсем небольшой, потому что у нас практически нет традиции коллекционирования, – поясняет ситуацию антиквар Лина Бакарасова. – Первые аукционы оказались не особенно удачными, но показатели проведенных недавно аукционов «Онер» уже неплохие, и это дает надежду на то, что в дальнейшем данная деятельность будет расширяться. И, конечно, многое будет зависеть от уровня нашей культуры». 

По ее словам, сейчас развивается и интерес к нашему региону за рубежом, и яркий пример – участие казахстанских художников в аукционе «Christie's», в первую очередь, именитых классиков, таких как Кастеев, Шарденов, Калмыков, Айтбаев и Черкасский. Очень тепло встретили в Лондоне их работы и вообще были удивлены уровнем нашей живописи. 

«Это было своеобразное открытие для них. Хотя, что там говорить, многие в Москве не знают, кто такой Николай Гаврилович Хлудов. У нас рынок переоценен, и за работы этого мастера многие готовы отдавать хорошие деньги. Это один из первых художников так емко и красочно описавший быт и традиции казахского народа. Его жанровые сцены очень яркие, и поэтому здесь, на нашем внутреннем рынке, он весьма востребован. Хотя в той же Москве не понимают, почему казахстанцы отдают за него такие большие деньги, – продолжает Лина, – также в этом году весной в Нью-Йорке прошел аукцион с участием предметов из нашей страны. Там были в основном украшения, так что тенденция, я думаю, в целом, положительная. Если даже за границей имеется интерес к нашему искусству, то на родине это будет востребовано вдвойне, и аукционы здесь сыграют не последнюю роль».

Аукционный дом «Онер» на казахстанском рынке уже второй год, на днях прошли его третьи торги, на которых были представлены коллекционная живопись, графика и ювелирные изделия. Работы самые разноплановые: от немногочисленной русской классики и соцреализма до западноевропейской школы. Обильно представлены казахские и узбекские мастера. Стартовые цены от $400 (за подвеску с эмалью конца ХIХ века) до $30 тыс. (за холст узбекского художника Карахана). Из 160 лотов продано 35!

«Когда мы делали первый аукцион, задача была несколько другая: нужно было понять вкусовые предпочтения публики, на что она реагирует, – рассказывает директор аукционного дома Максим Ткаченко. – В основном мы не работаем с современными авторами. Критерии, по которым отбираем работы, это художественная ценность произведения, оригинальность и подлинность. Эстимейт (ориентировочная стоимость лота) мы согласовываем со сдатчиком, но последнее слово за нами. Если он завышен, мы просто не берем эту вещь. У нас идет постоянная борьба с теми, кто приносит работы: они помнят докризисные цены и пытаются их максимально повысить. Моя же задача, наоборот, сделать их максимально привлекательными. И на третьем аукционе было очень мало переоцененных вещей. Поэтому динамика положительная, но и ажиотажа нет. Если говорить о перспективах аукционного дела и арт-рынка в целом, то это зависит от людей. Когда публика, стоящая в шубах и бриллиантах в очереди на открытие престижного магазина, поймет, что брендовыми сумочками и модными аксессуарами уже никого не удивишь, тогда они придут за искусством, начнут вкладывать в него деньги. Я жду этого времени, но придется еще, видимо, подождать».

Между тем на легендарном «Sotheby's» с нетерпением ждут покупателей из России, Украины и Казахстана. Именно на них делают ставку устроители «русских торгов». Повод в этот раз весьма значителен: на аукционе будут представлены шедевры русского искусства из частных коллекций. Большинство работ неизвестны даже специалистам. Но их происхождение безупречно, а подлинность не подвергается сомнению. Основное внимание будет приковано к «Портрету Прасковьи Мамонтовой» кисти Валентина Серова. Первоначальная оценка полотна – 300-500 тыс. фунтов.



Автор - Дмитрий Топоров

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

торги аукцион искусство картины живопись Sothbys

09.11.2012 • 15:07 4475

Поделиться
Аукционы в Казахстане. Становление традиций
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus