Уличное искусство сегодня в тренде. Все больше бесхозных серых стен, офисов, ресторанов, кафе украшены граффити. Свое начало оно берет со времен, когда люди в качестве протеста стали оставлять на стенах личные сообщения. Но потом «бомбинг» или оставление пресловутых «тегов» стал приобретать яркие формы.
«Раньше граффити был просто протестом против системы, против всеобщего мнения, устоев и традиций. Сейчас это уже более высокий уровень. Даже классические искусствоведы признали граффити искусством, – пояснил художник Руслан Гиязов. – Все чаще нас приглашают на какие-то официальные мероприятия, делают заказы. Однако в Казахстане данное движение развивается очень медленно отчасти и потому, что это все-таки дорогое удовольствие».
В среднем одна банка краски стоит 1000 тенге, завозят ее из Китая, России и Европы. Но на одну работу может уйти десять видов краски, все зависит от фантазии художника и заказчика. Стоимость работы – от $50 в Казахстане, в мире цены гораздо выше. Например, работы гуру граффити – британского уличного художника Бенкси мировые знаменитости приобретают за тысячи долларов. Выставленный на eBay клочок бумаги с именем райтера имел стартовую цену в $3000. После 38 ставки она достигла $999 999. В 2013 году его работа «Рабский труд» была продана с аукциона за 750 тыс. евро.
Во многих странах граффити запрещено и считается вандализмом, в том числе и в Казахстане. Согласно Кодексу РК об административных правонарушениях, нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов влечет предупреждение или штраф в размере от двадцати месячных расчетных показателей.
Но уличных художников запрет не только не отпугивает, а напротив вдохновляет.
«Все вопросы решаемы, полицейские тоже относятся к нам с пониманием, – говорит Руслан Гиязов. – Иногда вопрос решается с помощью 500 – 1000 тенге, заплатишь, и тебя никто не трогает».
Граффити несет в себе и социальную роль. Тот же Бенкси изображает в своих работах известных политиков и мировые события. Несколько лет назад алматинские райтеры тоже в знак протеста против предложения тогдашнего министра образования по сокращению летних каникул нарисовали на него карикатуру. Сама работа была закрашена, но предложение так и не было поддержано, размер каникул остался прежним.
«Такой реакции мы не ожидали, но приятно, что не зря потратили несколько баллонов краски, – говорит один из авторов карикатуры художник Ильяс. – Прошло несколько лет, и к нам отношение изменилось, все больше людей просят оформить их офисы, дома, задники для телевизионных программ, портреты. В планах, как в Европе, разрисовать фасад высотного дома».
Стоимость работы граффити складывается из следующих показателей:
1. Объем работы выражается в квадратных метрах, чем их больше, тем соответственно и больше тратится расходных материалов и навыков художника.
2. Краска бывает разная, дешевая и не очень, но от ее качества зависит то, сколько кратина провисит под открытым небом.
3. Тип работы тоже влияет на цену, имя заказчика в виде граффити стоит гораздо дешевле репродукции картины. Важна и гамма красок, на картину уйдет десять цветов, а на «черный квадрат Малевича» – один.
4. Поверхности бывают разбитыми, кирпичными, бетонными. Чем она сложнее, тем дороже работа. Заказчики рисунков на фасаде зданий должны знать, что для работы художникам нужны леса и монтажная страховка, что тоже стоит дополнительных денег.
5. И еще уличные художники предпочитают рисовать в хорошую погоду, ценят, когда уважают их задумки, у них должны быть стимул и вдохновение.
Свободные творцы изначально рисовали для музеев под открытым небом, куда каждый приходит без билета. Их главный девиз – «Избавить мир от серости».