Последняя книга Владимир Сорокина – роман «Теллурия» – быстро исчезает с полок книжных магазинов, и если вы еще его не купили, то есть риск остаться без главной книги года.
В «Теллурии» Сорокин развивает начатую в «Дне опричника» тему одновременно жуткого, но и по-своему трогательного будущего (все-таки в настоящее время мы не видим кентавров, плачущихся то ли на белорусском, то ли на сербском языке). Однако если в «Опричнике» и «Сахарном Кремле» под топор автора попадает только российское будущее, то в «Теллурии» автор вбивает гвоздь в карту всей Евразии. Гвоздь, кстати, не просто так помянут. Теллуровые гвозди – наркотик будущего, который люди – и большие, и малые, и даже ослицы – вбивают себе в голову. Эффект от теллура, как и от всякого наркотика, может привести как к неописуемому счастью, так и отправить человека в воображаемый ад, а иногда и в реальный.
Между тем не теллуром единым живет человек в веке ХХII от Рождества Христова. Евразия раздроблена из-за многочисленных войн. Крупнейший конфликт, не разрешившийся в романе, происходит преимущественно в Западной Европе. Здесь Сорокин дает расклад, которого опасаются в основном публицисты-параноики, вроде Тило Саррацина. Европе предстоит выстоять под натиском – причем уже открытым – исламского мира. Конфликт между европейской и исламской цивилизациями у Сорокина перешел от культурного противостояния к реальному, воскресившему крестовые походы, которые Сорокин в меру своего остроумия и веяния будущего называет Крестовыми Полетами.
Впрочем, Европа населена не только крестоносцами. Тут и кентавры, и большие люди, и маленькие, и огромные кони, уже знакомые читателям Сорокина по «Метели». Что касается современной России, то в будущем страна не расширяет свои границы, восстанавливая историческую справедливость, а, напротив, делится на множество городов-государств. Тут Сорокин в какой-то мере апеллирует к прошлому, когда Русь не была единым государством, но представляла собой множество независимых друг от друга княжеств. В Московии, на радость Александру Проханову, у власти находятся православные коммунисты; в Рязани воплотилась мечта Станислава Говорухина о «России, которую мы потеряли», где слышен хруст французской булки и черепа, в который вбивается теллуровый гвоздь.
Федерализация планеты коснулась и структуры романа. Роман разбит на 50 глав, которые, в принципе, можно тасовать (но лучше все-таки читать) в любом порядке. Удовольствия от этого меньше не будет. Проверено.
Говоря о книге Владимира Сорокина, нельзя не упомянуть его умение обращаться с русским языком так же ловко, как лучшие плотники в «Теллурии» вбивают гвозди в черепа. И даже лучше. Если эффект от гвоздя со временем выветривается из голов наркоманов, то способность Сорокина делать с русским языком все, что заблагорассудится, неизменна.
Рассказав о некоторых географических особенностях ХХII века, нельзя забывать и про главное, пожалуй, к тому времени государство. Это, собственно, и есть Теллурия. Расположена эта республика на территории современного Алтая. Вещество теллур, столь всеми желанное, добывается именно там. Интересно, что самым распространенным языком Теллурии является казахский, а теллур – сырье, на котором держится экономика Республики Теллурия. Вместе с нефтью будущего по миру распространяется и казахский язык. Носителями казахского языка в романе являются плотники, причем не этнические казахи. Так что патриотов такое будущее должно вполне устроить. Как ценителей большой литературы – новая книга Владимира Сорокина.