Новый 2014 туристический сезон для казахстанских отдыхающих начался со старых проблем – задержек рейсов по различным направлениям нескольких авиакомпаний. Почти на 11 часов задержали рейс из Таиланда в Астану. Ровно столько же просидели в аэропорту столицы те, кто планировал там провести каникулы. Эксперты вновь напоминают, что необходимо тщательно выбирать турфирму.
«Это должна быть проверенная компания с хорошей репутацией», – комментирует директор турфирмы «Марина-тревел» Марина Судакова. «Даже наличие лицензии не застрахует вас от аферистов. Того, кто продает вам путевку, вы должны знать лично или получить об этой фирме рекомендации ваших знакомых. На рынке много компаний-однодневок, которые не обеспечат вам комфорт», – отмечает она.
Между турфирмой и туристом обязательно должен быть заключен договор, в котором обе стороны имеют равноправные права и обязанности.
«В документе оговаривается, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенной переменой обстоятельств», – комментирует юрист Владимир Турамшев. «Существенными изменениями могут быть - ухудшение условий путешествия, изменение сроков отдыха, непредвиденный рост транспортных тарифов, введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов и другие основания, определяемые по соглашению сторон».
Также специалисты настаивают на оформлении страховки, хотя официально в Казахстане она не является обязательной. Средняя стоимость полиса зависит от страны пребывания и составляет от 1-1,5 евро в сутки. Размер страховой премии зависит от территории, страховой суммы (лимита ответственности) и срока пребывания за рубежом. А если быть точнее, сумма составляет – от 0,31 у.е. до 2,90 у.е. в день. Многие казахстанцы до сих пор не понимают, зачем платить почти сто долларов за страховку. Тем не менее, эта сумма порой помогает туристам оплатить дорогостоящие операции и пребывании в больницах.
«Полис покрывает многие расходы», – рассказывает главный специалист Управления по развитию прямых продаж «БТА-страхование» Динара Кебекпаева. «В перечень входит - первичная медицинская помощь, экстренная госпитализация, стоматологическое лечение, расходы по транспортировке, в том числе и третьих лиц, возвращение детей застрахованного, репатриация. При выезде за границу помимо оформления медицинского полиса можно застраховать дополнительные риски. Например, от невыезда, когда существует риск не получить въездную визу в страну назначения. Будьте внимательны! Страховку такого типа стоит приобретать в случае покупки полного тура в туристическом агентстве. Заявление на получение компенсации необходимо предоставить страховщику в течение 7 календарных дней с момента наступления страхового случая. В случае, если у туриста уже были отказы в визе, оформление страховки от невыезда невозможно. Есть еще страховка от задержки вылета рейса. Но страховым случаем признается задержка рейса в связи с механическими поломками самолета и погодными условиями, препятствующими отправке рейса на срок, превышающий три часа. Однако - в зависимости от условий страховщика - компенсация может быть выплачена только в случае ожидания рейса более 12 часов. Размер страхового возмещения, как правило, не превышает 500 долларов. Заявление на получение компенсации необходимо предоставить страховщику в течение 3 календарных дней с момента наступления страхового случая. Также в аэропорту необходимо получить справку о задержке рейса от авиакомпании - с печатью и подписью, а также сохранить посадочный талон, иначе заявление не примут. Однако страховка от задержки рейса не всегда распространяется на чартерные рейсы. Об этом необходимо уточнять дополнительно.
Также можно застраховать свой багаж. Для получения этой компенсации туристу необходимо предоставить документальное подтверждение утраты багажа - от авиакомпании или представителей аэропорта. Страховая премия - от 250 до 5 тысяч евро. Компенсация частичного повреждения багажа оценивается в среднем в два раза меньше. Размер страховой премии также зависит и от продолжительности поездки - чем длиннее путешествие, тем больше. Кроме того, туроператоры советуют избегать по возможности чартерных рейсов и горящих туров.
«Конечно, у наших туристов ограничен выбор авиаперевозчиков, но если есть возможность лететь регулярными рейсами, то лучше остановиться на них», - советует директор туркомпании Марина Судакова. «Существует система раннего бронирования, билеты купленные на регулярные рейсы заранее дешевле чартера. Те, компании, которые на рынке имеют хорошую репутацию, никогда не свяжутся с сомнительным чартером и горящим туром. Что такое горящий тур? Это дешевая гостиница, номера в которой пустуют, плюс такой же авиаперевозчик. Комфортного и самое главное безопасного отдыха вам никто в таком туре гарантировать не может. Лучше накопить денег на цивилизованный отдых, либо провести каникулы на родине, зато нервы и здоровье сохраните» .
Юрист Владимир Турамшев в этой связи вообще советует по возможности отказаться от услуг туроператоров и организовывать свои поездки самостоятельно.
«Всего не предусмотришь, сколько не подписывай договоров. Претензии перевозчикам вообще можно предъявлять только постфактум. По закону «О транспорте» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру. Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Однако претензия действует в течение месяца. При этом, чтобы доказать вину перевозчика придется собрать много справок и бумаг. Сам иск напрямую по закону подать невозможно, сначала нужно написать претензию перевозчику по месту его нахождения, а это может быть не в родном городе. В общем, волокита та еще», – резюмирует юрист.
По этой причине судебные разбирательства между туристами и турфирмами с авиаперевозчиками можно пересчитать по пальцам. Большинство предпочитает поскорее забыть об испорченном отдыхе. К слову, профессия туроператора в мире вошла в разряд вымирающих. С развитием интернета все больше людей организовывают свой отдых самостоятельно – бронируют билеты, номера в гостиницах, трансфер.
«В этом случае ты не переплачиваешь проценты турфирмам и отвечаешь сам за себя», – делится туристка со стажем Елена Высочанская. «Самостоятельно выбираешь отель, квартиру, перевозчика и трансфер, страховщика и обижаться потом можешь только на самого себя».
В общем, полностью обезопасить себя от проблем на отдыхе невозможно, но риски могут быть сокращены до минимума. Для этого работать надо с проверенными компаниями с хорошей репутацией. Также следует заключать договоры, оформлять страховки и не гнаться за дешевизной.