Еще недавно они встречались лишь в коллекциях любителей старины, а сегодня после появления зловещих рисунков на сигаретных пачках снова входят в обиход поклонников табака и не только… Винтажные дамские портсигары некоторые эстеты используют в качестве визитниц. Большинство антикварных портсигаров имеет европейское происхождение, но встречаются и произведенные в восточных странах: Персии, Японии, Османской империи. Сегодня, например, на легендарном стамбульском рынке «Каппалы Чарши» можно встретить весьма достойные экземпляры. Цены на интересные вещи стартуют от тысячи американских долларов. Некоторые прилавки больше походят на витрины музеев и от богатства выбора разбегаются глаза: здесь и западноевропейские портсигары начала прошлого века с изображенными эмалью на серебре полуобнаженными красавицами, и толстенные купеческие вещицы заката Российской империи с именами известных ювелиров на клеймах от Сазикова до Хлебникова, и, конечно, богатые орнаментами выходцы из восточных стран.
Примечательно то, что огромное количество портсигаров именные, поэтому со многими из них связано немало легенд, передающихся из поколения в поколение. Иногда коллекционеры сами проделывают огромную работу, чтобы выяснить историю той или иной вещи.
«Мы очень часто отслеживаем историю портсигаров, – говорит знаток старины Мина Бакарасова, – и иногда она преподносит нам немало сюрпризов. Особенно это касается всего, что связано с военным временем. За каждой такой вещью стоит человеческая жизнь, а иногда и трагедия. Из-за того, что большинство портсигаров изготовлено в основном из драгоценных металлов, очень многие из них в лихую годину шли на переплавку. И сегодня по-настоящему антикварных портсигаров в мире все меньше и меньше. Вот почему действительно сейчас это незаурядный предмет роскоши и коллекционирования».
Условно портсигары можно разделить на несколько групп: самодельные, фирменные и эксклюзивные. К последним относятся уникальные шедевры ювелирного мастерства. Очень часто портсигары передаются по наследству и несут в себе гораздо большую смысловую нагрузку, чем может показаться на первый взгляд. Наиболее ходовой металл для их производства – это серебро, и причин тому несколько. Во-первых, это своего рода эталон благородного металла и имеет блестящую репутацию. Во-вторых, он очень удобен в обработке. В-третьих, отлично противостоит воздействию окружающей среды. Портсигары, так же как и часы, подчеркивают статус своего обладателя. А иногда стоят целое состояние. Один из самых дорогих – золотой, производства Фаберже, ушел в свое время с Лондонского аукциона за один миллион долларов.
«Традиция изготовления портсигаров преимущественно из золота и серебра сохранилась и по сей день, – поведал нам известный коллекционер Азат Акимбек, в чьем собрании немало необычных экспонатов. – Их производили очень известные ювелирные фирмы, например, «Карл Фаберже» прославился изготовлением портсигаров и табакерок, лучшие из которых непременно дарили российскому императору Николаю II. Конечно, военные получали награды, ордена и медали, но в разряд наград входили также холодное оружие и портсигары. Классические примеры – Германия, Российская империя и Советский Союз, который очень многое перенял от царской России».
Так уж сложилось, что пики популярности портсигаров приходились на мировые войны. Недорогими, но очень стильными портсигарами награждали особо отличившихся в бою военных: офицеров – серебряными, солдат – чаще медными. В императорской России в особых случаях лично император награждал героев портсигарами со своей монограммой.
Во время второй мировой уже Иосиф Сталин вручал портсигары командному составу, а простые солдаты и офицеры нижних чинов изготавливали их из подручных средств: алюминиевых котелков, фляжек и фюзеляжей сбитых самолетов. Несмотря на внешнюю скромность, подобные экземпляры очень популярны у любителей старины. Художественная ценность и рыночная стоимость портсигара зависит от нескольких параметров: времени и страны изготовления, мастерства автора, наличия дарственных надписей, принадлежности известному человеку. Общеизвестный факт: писатель Валентин Катаев, подарив своему брату и Илье Ильфу сюжет «Двенадцати стульев», попросил взамен лишь две вещи: посвящение себе любимому на титульном листе всех изданий книги и золотой портсигар. Творческий дуэт просьбу удовлетворил, правда, немного пожадничал: Катаеву подарили миниатюрный женский портсигар, но все же из чистого золота.
«Я коллекционирую портсигары уже лет тридцать, – рассказывает московский антиквар Андрей Коган. – Самый первый в моем собрании, как это часто бывает, достался по наследству от деда, и пошло-поехало. Это ко всему прочему еще и способ вкладывания денег. В лихие девяностые я приобрел довольно много массивных советских серебряных портсигаров довоенного периода с тракторами, красноармейцами и служебными собаками. Тогда они стоили по $50-70. Сейчас их цена возросла как минимум раз в семь. Многие мои коллеги охотятся за вещами «с историей», мечтают раздобыть портсигар Колчака или Брежнева. На сегодняшний день это почти невозможно, более того, огромен риск нарваться на подделку, которыми наводнен рынок. Подобные раритеты лучше приобретать у наследников, если, конечно, таковые имеются».
У Великого князя Владимира Александровича (третьего сына императора Александра III) была богатейшая коллекция портсигаров, насчитывавшая более шестидесяти экземпляров работ лучших ювелирных фирм. Ее хозяин не дожил до революции, а после октябрьского переворота все сокровища были тайно вывезены в Швецию по поручению его вдовы, где и хранились опечатанными в архивах Министерства иностранных дел Швеции. Решение об их дальнейшей судьбе было принято только в 2008 году, тогда об этом и сообщили наследникам Великого князя. Те в свою очередь выставили собрание портсигаров вместе с прочими сокровищами венценосных особ на аукционе «Сотбис» в ноябре 2009-го. После этого они на несколько поколений вперед избавились от финансовых проблем.