USD
450.80₸
-2.140
EUR
486.77₸
-2.270
RUB
4.88₸
-0.020
BRENT
82.67$
-0.190
BTC
51510.20$
+7.900

Наследники великих ханов

Средняя Азия переживает сегодня настоящий бум кинопроизводства

Share
Share
Share
Tweet
Share
Наследники великих ханов- Kapital.kz

Таджикистан и Туркменистан возрождают закрытые киностудии, Узбекистан строит второй Болливуд, Киргизия препарирует современное общество, а Казахстан покоряет сердца критиков по всему миру. THR представляет краткий экскурс в индустрию кино южных республик бывшего Советского Союза.

Туркмения и Таджикистан: Борьба за выживание

О туркменском кино сегодня известно немного, если не сказать «почти ничего». В 1998 году Сапармурат Ниязов, первый президент страны, закрыл единственную киностудию и остановил производство фильмов, заявив, что это искусство не соответствует традиционной туркменской культуре.

Сменивший его Гурбангулы Бердымухамедов в 2010 году не только восстановил кинопроизводство, но и потребовал наладить сотрудничество с крупнейшими студиями мира и снимать новое национальное кино как об истории Туркмении, так и о ее современности.

По данным СМИ, в 5-миллионной стране сейчас в среднем снимается по одной полнометражной картине в год, причем строго идеологической направленности и, соответственно, для внутреннего рынка. В 2012 году это была лента «Сейис» («Коневод») режиссера Мурата Оразова, а в 2013 году — «Сехрет», посвященная доблести туркменских пограничников.

912c68f9633e4b032cc63ca50df.jpg

В Таджикистане с кинематографом сегодня тоже все сложно: фильмы практически не финансируются, а кинотеатров очень мало. Можно сказать, что 8-миллионное население страны, по сути, лишили национального кино, а кинематографистам приходится бороться за то, чтобы не дать индустрии окончательно исчезнуть.

Премьера первой с момента распада СССР полнометражной ленты «Истинный полдень» Носира Саидова состоялась в Душанбе в 2011 году. После этого Саидова назначили директором киностудии «Таджикфильм», а в 2013 году режиссер завершил свою новую работу «Зеркало без отражения», мировая премьера которой прошла на МКФ в Пусане.

Справедливости ради надо сказать, что частное кинопроизводство в Таджикистане худо-бедно, но все же существует. В основном маленькие студии снимают фильмы для телевидения, однако есть и исключения. Например, картина «Зарандуд» («Позолота») Улугбека Садыкова и Мухаббат Саттори в 2013 году попала на международный кинофестиваль «Евразия», который проводится в Алматы.

Лента явно вдохновлена советским и современным иранским кино (что вполне оправданно, ведь у таджиков с иранцами общие культурные корни и схожие языки) и повествует о том, как мальчик отправляется на золотые прииски, чтобы за лето заработать деньги на лечение матери.

Узбекистан: Болливуд 2.0

Современное узбекское кино — совершенно удивительное явление. После развала Советского Союза, ближе к концу 1990-х, в стране зародилось понятие «хон-тахта» (дословно — «доска для нарезки овощей») — то есть фильмы, изготовленные на скорую руку. Этот принцип актуален для Узбекистана и сейчас — бюджет большинства картин не превышает $30 тыс., а производят их в основном частные студии.

Посмотреть узбекское кино можно в кинотеатрах, оставшихся с советских времен и переоборудованных под DVD-залы. Из-за большого населения страны (28 млн человек) и интереса к национальному кинематографу фильмы быстро окупаются, а заработанные средства пускают в производство новых картин. Таким образом, небольшая частная студия успевает за год выпустить три-четыре ленты.

В целом же в Узбекистане сегодня ежегодно выходит до 100 фильмов, тематика которых напоминает индийские, поэтому ситуацию с национальным кинопроизводством некоторые называют «болливудизацией». Из-за того что страна сильно идеологизирована и киноиндустрия находится под недремлющим оком цензуры, студии чувствуют себя в относительной безопасности, только снимая «народные» фильмы — о национальных ценностях, семье и уважении к старшим.

Для сравнения: если в постсоветской России тема сталинских репрессий широко освещалась еще в 1990-х и начале 2000-х годов, то в Узбекистане первая картина этой направленности — «Свинец» Зульфикара Мусакова — появилась только в 2012 году. При этом ее высоко оценила как узбекская интеллигенция, так и кинематографисты. Фильм получил главный приз Международного Ташкентского кинофорума «Золотой гепард» и стал чуть ли не самой крупнобюджетной картиной в истории Узбекистана, хотя обошелся создателям всего в $290 тыс.

Большинство серьезных фильмов, таких как «Свинец», «Чашма» и «Постскриптум» Елкина Туйчиева или «Юрта» и «Паризод» Аюба Шахобиддинова, создаются вопреки общим тенденциям узбекского кино, которое в основном нацелено на то, чтобы развлекать зрителя или выбивать у него слезу.

«В Узбекистане всегда были талантливые люди, высоко поднимавшие статус национального кино, — говорит Туйчиев. — Вот только пробиться через терния худсоветов, которые отбирают проекты для финансирования по неведомым критериям, крайне проблематично. И потенциал этот, увы, пока остается всего лишь теорией, а на практике мы имеем, по большей части, низкосортную «болливудизацию».

Новое поколение узбекских режиссеров — это люди, родившиеся в 1970-х. Наиболее яркие из них — это те же Елкин Туйчиев и Аюб Шахобиддинов. А по-настоящему социально острое и свободное кино делают те, кто живет за границей, к примеру, Юсуп Разыков (фильмы «Оратор», «Лекарь» и «Товарищ Бойкянджаев»), Руслан Пак («Ханаан», совместная узбекско-корейская работа) и Саодат Исмаилова. Главным продюсером ее совершенно новой ленты «40 дней молчания» выступил Денис Васлин из Нидерландов, а в финансировании участвовали французский госфонд SUD CINEMA, а также немецкие World Cinema Fund и продюсерская компания Rohfilm.

Киргизия: Островная демократия

Постоянные революции и смена власти, как ни крути, меняют сознание людей. Западные политологи еще в начале 1990-х назвали Киргизию «островком демократии» в Центральной Азии. Таковым она остается и сейчас. И в кино это особенно заметно — как по выбору тем, так и по отсутствию цензуры. По сути, у киргизского зрителя есть возможность смотреть те картины, которые ему нравятся.

И сегодня кинематограф в Киргизии переживает настоящий бум. За прошедший год в стране было снято и выпущено в прокат около 100 лент, половина из которых — полнометражные игровые. Это притом что еще три года назад на экраны выходило чуть ли не по картине в год. Во многом такая ситуация обусловлена тем, что по новому закону государство обязано поддерживать производство фильмов практически в полном объеме.

С кинотеатрами ситуация тоже изменилась радикальным образом. Если пару лет назад картины в столичном Бишкеке показывали в трех-четырех больших кинотеатрах, оставшихся еще с советских времен, то сейчас посмотреть кино можно как в мультиплексах, так и в небольших залах, обустроенных, например, на вторых этажах ресторанов или в музеях. Репертуар таких мини-кинотеатров в основном ограничен национальным кино, а фильмы показывают на DVD. Зато билет стоит в пять раз дешевле, чем в обычный зал, и на всех сеансах полный аншлаг.

Развитие небольших кинотеатров в свою очередь стимулирует небольшие частные студии: вдохновившись успехом узбекской «хон-тахты», они производят все больше малобюджетных лент для локального проката, которые легко и быстро окупаются. Точной статистики по такому кино нет, но очевидно, что оно популярнее американского, европейского и российского, вместе взятых: билеты на киргизские фильмы раскупают вмиг, даже если в соседнем зале показывают американский блокбастер.

Один из хитов 2013 года — музыкальная комедия «До+Фа» Эрнеста Абдыжапарова, которая рассказывает о любви двух студентов консерватории. Она — городская девушка, пианистка, он — простой сельский парень, который играет на народных инструментах и пытается завоевать героиню, читая рэп. В фильме режиссер иронизирует над тем, что девушка не знает национальных традиций и песен, но ее преображает любовь к простому киргизу, объединившему в себе и уважение к корням своего народа, и интерес к западным ценностям.

Другой наглядный пример — фильм «Президент и бомж 2» Омурзака Толобекова. Это история о том, как молодой человек, не выдержав удара судьбы, оказывается бездомным, но затем находит в себе силы, становится социально активным и в конце концов баллотируется на пост президента страны.

К слову, в Казахстане, а тем более в Узбекистане или Туркмении, появление такого кино просто невозможно представить: вопрос о смене власти, обыгранный на экране, может запросто поставить жирную точку в карьере режиссера.

Но, пожалуй, самым ярким и кассовым киргизским фильмом 2013 года стала лента «Салам, New York» Руслана Акуна (лента стала фильмом открытия XXII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2013». — THR). Ходили слухи, что его даже могут номинировать на «Оскар».

Картина рассказывает о молодом киргизе, который приехал покорять Америку. Он начинает чернорабочим, денег с трудом хватает на еду и жилье, но потом его «американская мечта» сбывается — он поступает в Колумбийский университет и становится высокооплачиваемым юристом. Позже он женится на своей соотечественнице и, бросив все, решает вернуться на родину. При бюджете в $220 тыс. «Салам, New York» заработал в прокате невероятные для Киргизии $700 тыс.

Казахстан: Земля триумфаторов

Сегодня Казахстан, население которого насчитывает 17 млн человек, открыт окружающему миру и активно развивает национальный кинематограф: каждый год в прокат выходит порядка 20 картин, снятых как на русском (он используется в большинстве работ), так и на казахском языке, более востребованном у зрителей. Часть из них (в основном серьезное кино и артхаус), рассчитанную главным образом на международную аудиторию и фестивали, финансирует государство, причем бюджеты многих картин превышают полмиллиона долларов.

Оставшиеся фильмы ориентированы на внутренний рынок и призваны развлекать публику. Их снимают частные студии, которые не всегда могут вложить в производство большие деньги. Таким образом, сложилась ситуация, когда иностранцам показывают одно казахстанское кино, а местным зрителям — другое, и общая картина видна, по сути, только кинокритикам.

В целом же доля национального кино на больших экранах Казахстана не превышает 3%, причем из-за относительно небольшого населения оно далеко не всегда окупается (считается, что ленты с бюджетом более $300 тыс. отбить в прокате крайне сложно, а самой прибыльной лентой последних лет стал исторический фильм «Жаужурек мын была», который заработал $2 млн при бюджете в $12 млн).

При этом сам рынок кинотеатров в стране развит довольно неплохо: количество современных, хорошо оборудованных залов превышает две сотни. По оценкам директора кинотеатральной сети «Арман» Бауржана Шукенова, суммарные ежегодные сборы с проката по всей стране достигают около $60 млн (для сравнения: в России по итогам 2012 года суммарный бокс-офис превысил миллиард долларов).

На серьезном казахском кино и артхаусе богатств не заработаешь, зато «экзотические» фильмы вызывают большой интерес на международной арене. Например, в феврале 2013 года картина Эмира Байгазина «Уроки гармонии» получила «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, закрепив свой успех еще почти на пятидесяти международных смотрах.

Создателя картины относят к режиссерам так называемого поколения «детей независимости», которым еще нет тридцати и чье мировоззрение сложилось уже после распада Советского Союза. Как правило, они довольно критически относятся к действительности, не боятся открыто высказывать свое мнение и ищут свой путь в кино.

Впервые о «детях независимости» как о явлении в киноиндустрии заговорили три-четыре года назад. Началось все с короткометражек, а теперь молодые кинематографисты уже вовсю орудуют в полном метре. Например, сверстник и соратник Байгазина Адильхан Ержанов недавно представил довольно необычную и по-своему дерзкую ленту «Строители».

Этот черно-белый фильм с бюджетом в $10 тыс. снят в духе немецкого экспрессионизма и описывает совершенно абсурдную ситуацию: два брата-подростка и их младшая сестра лишаются родителей и пытаются построить дом на своем участке, но вынуждены противостоять безжалостной бюрократической машине. Лента также попала на крупные международные фестивали, в том числе в Германии, в Италии, в Шотландии, в Южной Корее и в России.

Режиссеры старшего поколения, окончившие ВГИК в конце 1980-х и начавшие снимать еще в эпоху перестройки, сформировали так называемую «новую казахскую волну» кинематографа. Работу одного из пионеров этого движения Серика Апрымова — «Бауыр» («Младший брат») — в ушедшем году показали на Венецианском кинофестивале. К наиболее ярким режиссерам «новой волны» также относят Рашида Нугманова («Игла») и Абая Карпыкова («Влюбленная рыбка»).

Покорив европейского зрителя, «серьезное» казахское кино буквально взорвало южнокорейский Пусан. В 2013 году оно попало почти во все программы фестиваля: в гала-премьеры — «Нагима» Жанны Исабаевой, в конкурс — экспериментальная лента «История одной старушки» Алексея Горлова, снятая одним кадром, то есть без монтажных склеек.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
6468
Данияр Алшинов: Все больше частных инвесторов рассматривают кино как объект инвестирования

Известный казахстанский актер рассказал о своем новом проекте «Украсть свои деньги», а также о том, с какими трудностями сталкивается отечественная киноиндустрия

Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.