Год назад казахстанцы дарили своим близким на Новый год телевизоры, ноутбуки, смартфоны и компьютеры. Основываясь на результатах прошлого года, можно прогнозировать, что электроника будет популярна в Казахстане и в 2013 году, но с акцентами в сторону ноутбуков и планшетов, которые сместят с 1-ой строчки телевизоры с LED-дисплеями. Об этом деловому порталу Kapital.kz сообщили в пресс-службе банка Хоум Кредит.
Результаты исследования показали, что опрашиваемые страны значительно отличаются друг от друга. Например, в Чехии, Словакии, России и Казахстане предновогоднее время — самый важный коммерческий период. В Китае больше готовятся к китайскому Новому году, во Вьетнаме — к Новому году по лунному календарю, поэтому в этих странах основное время продаж приходится на конец января — середину февраля.
Первой в предновогодний сезон вступает Чехия. Здесь готовятся к Рождеству, и подготовка к празднику начинается в октябре, а основной поток покупок приходится на ноябрь и декабрь. В Словакии Рождество также один из любимых праздников, но словаки начинают активный шопинг только с середины ноября.
Россияне больше ждут Нового года, также как жители Казахстана, которые по традиции отличаются щедростью. У казахстанцев принято делать подарки не только родным и друзьям, но и коллегам, поэтому жители страны в преддверии Нового года идут в магазины, чтобы купить подарки всем, с кем общаются. Основной сезон предновогодних покупок приходится на декабрь.
Исследование коснулось и наиболее популярных подарков по итогам прошлого новогоднего сезона. Во всех странах Группы Хоум Кредит самые популярные и часто покупаемые товары принадлежат к категории «электроника/устройства». Хитами в большинстве стран стали смартфоны, планшеты и ноутбуки. Эти товары немного оторвались от бытовой техники (холодильников, стиральных машин).
Интересные предпочтения показали словаки, которые приобретали робототехнику, специализирующуюся на уборке, и россияне, предпочитавшие покупать скороварки, планшеты и телевизоры, а также игровые консоли и кофе-машины.
В этом году в Чехии и Словакии есть все предпосылки, что планшеты, смартфоны, ноутбуки, LED-телевизоры снова окажутся на первом месте. Респонденты из этих стран также подчеркнули, что хотели бы сделать своим близким интересный и приятный подарок, стараясь найти что-нибудь удивительное, тогда как в Казахстане и в России вместо подарка часто предпочитают дарить деньги.
Исследование показало, что в предновогодний период покупатели охотнее берут товары в кредит в магазинах. По данным банка Хоум Кредит, в Чехии и Словакии более 20% потребительских кредитов были выданы в ноябре и декабре, как правило, на покупку электроники. Китайцы берут потребительские кредиты на мобильные телефоны, компьютеры, модную одежду и аксессуары.
Во Вьетнаме огромным спросом пользуются ноутбуки, компьютеры и бытовая техника. Но львиная доля в потребительском кредитовании пришлась у них на кредиты в секторе телекоммуникационных систем (51%).
В России около 15% ежегодного объема потребительского кредитования приходится на декабрь. Самыми популярными товарами, покупаемыми в кредит, стали смартфоны, ноутбуки и камеры.
Казахстан также подтверждает общую тенденцию. Более 20% всех покупок с использованием потребительских кредитов в 2012 году были совершены в ноябре и декабре. Пик продаж пришелся на последний месяц года, поэтому можно предположить, что и в этом году наибольший объем покупок в кредит придется на декабрь.