В Алматы состоялась премьера долгожданного фильма
«Уроки Гармонии» Эмира Байгазина - картины, которая получила десятки
международных кинонаград. Один из таких трофеев - «Серебряный медведь»
Берлинского кинофестиваля за выдающиеся художественные достижения. Награду вручили
25-летнему на тот момент оператору фильма Азизу Жамбакиеву.
В международной кинокритике лента произвела настоящий фурор. Но несмотря на то, что мировая премьера «Уроков гармонии» состоялась еще в феврале этого года, на родине ленту презентовали только сейчас. Отечественные любители кино оказались не оригинальны – в восторге все. «Уроки Гармонии» - это умный, многослойный, метафоричный, красивый, глубокий, удивительный, мрачный и светлый, словом гармоничный фильм снятый выпускниками Академии им. Жургенова.
Фильм, навеянный музыкой Баха, снят без какого-либо музыкального фона. Режиссер настолько точен в материале, что музыка, как вспомогательный инструмент кино оказалась здесь не нужна. Зато вдохновение высокой живописью читается с первого кадра – картинка в фильме изумительная. Такой красоты в отечественных фильмах казахстанский зритель еще не видел.
Итак, краткий синопсис: 13-летний Аслан после жестокой шутки одноклассников становится изгоем, пережив публичное унижение. Он сломлен, его психика пошатнулась - он становится одержимым чистотой как физической, и как потом выяснилось, социальной. Его конфликт со школьными авторитетами заканчивается трагически. Как отметил автор, это вымышленная история, но не выдуманный мир. Да, насилие в школе - это большая проблема и нужно обладать смелостью, чтобы говорить об этом таким хлестким языком.
«Это фильм о борьбе за выживание, - сказал Эмир Байгазин на пресс-конференции, - но для меня как для автора было интереснее исследовать борьбу, которая происходит внутри человека, между его «хищником» и существом высокого порядка, которое живет в нем и позволяет человеку любить и прощать. Это фильм о той гармонии, что выходит за категории добра и зла».
Начинается фильм со сцены жертвоприношения барана. От разделки животного, которому предварительно перерезали горло - подростку становится не по себе. Как холодно и умело он вытаскивает внутренности из туши, так же хладнокровно, с хирургической точностью и мастерством, режиссер выносит на поверхность проблемы внутреннего мира подростков и обустройство общества. И первая фраза, произнесенная апашкой мальчика – «Мы же даже бисмилля не сказали?», - становится магнетической.
Картина с виду простая и лаконичная, но на самом на деле, в каждом кадре спрятаны глубокие смыслы и подтекст. Под этим впечатлением зритель, даже взрослый и привыкший к хардкору настоящей жизни, сам превращается в подростка с неокрепшей психикой. Он не может отвлечься от экрана как от любимой компьютерной игрушки, потому что фильм завораживает. Зритель все понимает, но не готов все это вербализовать, его одолевают сильные эмоции.
В фильме есть наши культурные символы, но нет этики, затрагиваются вопросы веры, добра и зла, но нет нравоучений, есть убийства, но нет их подробностей. Прием, когда преступление описывается в двух словах, выглядит хорошей режиссерской находкой. Проблемы здесь не внешние, а внутренние, к примеру, школьники учатся в красивой школе, практически в стерильной обстановке. И на фоне этой красоты внутренняя грязь становится еще заметнее.
«Сама школа меня интересует не столько как образовательный институт, сколько как символ - символ конфликта бытия. Ученики, приходя в школу, получают знания, порой прямо противоречащие друг другу. К примеру, на литературе детей учат любви к ближнему и гуманизму, зато на биологии – теории Дарвина, где выживает сильнейший, а на НВП вообще рассказывают о строении боевой пули», - говорит Эмир.
Творческий тандем в «Уроках гармонии» сложился невероятный. Картина получилась такой же талантливой, умной, дерзкой, точной и интуитивно верной, как сам режиссер Эмир Байгазин, и такой же тонкой, светлой, эстетствующей, красивой, и опять-таки талантливой, как оператор Азиз Жамбакиев. Пока непонятно, будут ли триумфаторы в ближайшее время работать вместе, но оба - и режиссер, и оператор работают над новыми проектами. Байгазин трудится над своей второй лентой - «Раненый ангел. Светлые каникулы», которая войдет в его трилогию и будет являться тематическим, но не сюжетным продолжением «Уроков гармонии». А Азиз работает над картиной швейцарского режиссера. Это психологическая драма, которая снимается по книге Дины Рубиной «Синдром Петрушки» и в главных ролях там снимаются Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.
«Уроки гармонии» - это невероятное, парадоксальное кино. Несмотря на смерти подростков, что само по себе чудовищно, и довольно жесткие события в фильме, после просмотра возникает удивительное чувство, что фильм на самом деле светлый. Убийство другого, как это странно, жестоко и парадоксально бы не звучало, приносит герою выздоровление, наступает временная гармония. Хотя последние кадры показывают, что ад героя возможно только начинается, а рай, где все подростки счастливы и могут сколько угодно играть в автоматы и кататься на каруселях, еще далеко.
К сожалению, картина идет всего лишь в двух кинотеатрах в «Армане» и «Цезаре». Она также выйдет в международный прокат. Уже был прокат в Австрии, ожидается во Франции, а также зрительские прокаты в Японии, Португалии, и возможно, картину покажут в Австралии, где скоро состоится Азиатский «Оскар» - Asia Pacific Screen Awards где картина номинирована в категории «Лучший режиссер».