Условия ведения бизнеса постоянно меняются. Одним из основных трендов современности, безусловно, является клиентоориентированность современных бизнес-моделей. Интересы отдельного человека как личности и гражданина выходят на первый план. Этот подход влияет и на форму общения с потребителем. Вместе с тем бурное развитие Всемирной паутины также влияет на способы и характер общения. Интернет, бум социальных сетей в конечном счете привели к появлению нового способа подачи информации – блогосферы. Очень часто блогеров путают с журналистами, только из интернета, но это далеко не так. Автор любого блога в первую очередь выражает свое личное мнение, свой личный опыт и никак не претендует на объективность или универсальность. Блогеры – как диджеи в огромном потоке информации, они отбирают для своих читателей наиболее интересное и пропускают эту информацию через призму своего мироощущения.
Соответственно, новые форматы взаимодействия автора и аудитории требуют и от бизнесменов новых форматов донесения информации о своих продуктах. Привычный способ организовать пресс-конференцию или презентацию в случае с блогерами не совсем уместен. Блогера важно заинтересовать лично, ведь он не на работе и посвящает свое свободное время ведению блога. Хотя и довольно часто блоги приносят материальную пользу своим авторам.
«Блогеры изначально не понимали, зачем представители компаний присылают им пресс-релизы и приглашают на брифинги. Они чаще всего не журналисты, работают на должностях, обычно совсем не связанных со СМИ, поэтому традиционные методы коммуницирования с ними не работают. Да и журналисты уже устали от шаблонных мероприятий, – считает Алишер Еликбаев, руководитель проекта Vox Populi. – Поэтому компании стали проводить неформальные встречи, для того чтобы привлечь внимание аудитории. На таких мероприятиях вместо рутинной работы людям предлагается вместе провести досуг. И уже в рамках досуга ненавязчиво презентуются продукт, услуга или спикер».
Однако форматов подобных мероприятий, по признанию г-на Еликбаева, не так много, как хотелось бы: кулинарные мастер-классы, игры в мафию или пейнтбол, совместное создание открыток или катание на коньках. «Главное, хорошо подвязать идею презентации к событию», – заметил он.
Одним из недавних примеров подобных неформальных встреч с пользой для дела можно по праву считать кулинарный мастер-класс «Готовим с Windows 8 и Office 365», организованный компанией Microsoft.
Георгий Копилашвили, руководитель направления Windows, Microsoft Kazakhstan, так объясняет выбор компании в пользу нестандартного бизнес-общения: «Мы в Microsoft хорошо знакомы с потребностями корпоративных заказчиков и с тем, как им нужно рассказать о технологиях, которые позволяют решать фундаментальные бизнес-задачи и помогают с оптимизацией IT и бизнес-затрат. В то же время потребители – люди, которые приобретают решения для личного пользования – не думают так много о том, как IT влияет на их жизнь и что стоит за новыми технологиями. На вечере «Готовим с Windows 8 и Office 365» мы хотели показать, как планшеты Windows 8 и услуга Office 365 помогают простым пользователям в мобильном ритме жизни, в котором мы все живем, успевать делать все на ходу без каких-либо компромиссов».
Как поясняет Алия Назаркасимова, руководитель развития направления офисных приложений Microsoft Kazakhstan, в компании решили отказаться от формальной презентации, потому что «презентации мы делаем везде – на работе, в институте, а дома мы готовим, смотрим фильмы, играем, общаемся с родными и близкими». «Именно это мы и показали – как можно легко и эффективно использовать планшет Windows 8 и услугу Office 365», – говорит эксперт.
Говоря о плюсах нестандартных подходов к организации встреч с блогерами и журналистами, эксперты сходятся во мнении, что основное преимущество их состоит в неформальном общении. «Мы, безусловно, готовились к нему, обсуждали, что и как мы расскажем и что покажем, но всю информацию мы пропустили через призму своего личного использования – в конце концов каждый из нас не только сотрудник Microsoft, но в первую очередь обыкновенный пользователь, который пользуется удобными и мобильными технологиями, позволяющими нам делать многое», – рассказывает г-н Копилашвили.
По подсчетам г-на Еликбаева, организация подобного кулинарного мастер-класса в зависимости от уровня шеф-повара и используемых продуктов в среднем может стоить от 10 до 15 тыс. тенге на человека.