На днях в одном из кафе Алматы состоялся вернисаж начинающей художницы Асель Дурбаевой. Асель более известна в среде PR, и ее первая персональная выставка картин стала откровением не только для гостей вечера, но и для ее самой. «Шепотом», именно такое название носит перформанс…
Всего на выставке было представлено более 45 работ, в основном это пейзажи. Каждая из работ выполнена в разной технике. Приглашенные могли проследить трансформацию Асель как художника. Так, в малом зале можно было лицезреть работы более раннего творчества – преимущественно это картины написанные акварелью или гуашью. В большом зале – работы маслом.
Акварель, гуашь, масло… Именно такой путь прошла Асель, когда поняла что именно масло является тем материалом, который по словам собеседницы выражают ее сущность.
Асель: «Я начинала с акварели, потом были гуашь, затем масло. Когда наносишь гуашь, то через какое-то время мазок высыхает и цвет становится более мягким, более деликатным. Кто-то говорит что цвета блекнут… Но это не так. А с маслом у меня какая-то родственная связь. Оно такое, какое есть, оно не меняет цвета. У масла гуще, фактурнее текстура, можно как смешивать цвета, так и наносить один слой на другой»
Писать картины Асель начала в 2011 году.
Асель: «До этого были танцы, йога… Я искала именно площадку, где можно было бы раскрыться, пооткровенничать, отбросить социальную пафосность, мишуру, должность, заботы, тревоги. Просто хотелось быть один на один с собой, со своими внутренними состояниями, настроениями».
Увлечение Асель живописью получило развитие во Франции в 2012 году. Это было летнее обучение в ателье живописи. Потом эта страсть переросла в желанный и основной вид личного творчества.
Как объяснила начинающая художница, картины как некий отпечаток.
Асель: «Я переношу свое внутреннее состояние, то что я проживаю через холст и краски на картину. Потом смотря на одну из моих работ, я могу вспоминать какие-то моменты, заново их проживать, где-то погрустить. Мне кажется картины дают возможность через цвет, свет, вкуснее посмаковать то, что происходит внутри»
Как сказала Асель, выставка носит название «Шепотом», потому что шепотом мы говорим только вблизи, с близкими, о сокровенном.
На наш вопрос «Что подтолкнуло Асель заняться живописью? Ответ собеседницы одновременно удивил и в тоже время был логичен – психология.
Асель: «До того как я начала заниматься живописью, я стала увлекаться психологией. И скорее через психологию я приняла и признала себя. Я ощутила себя самой собой, какая я есть, без каких-либо украшений. И когда я почувствовала это состояние, то появился огромный аппетит и огромная жажда говорить об этом, делится этим»
О работах…
Работы Асель – это преимущественно пейзажи. Зарисовки путешествий по Европе, тепло казахского аула, поля усыпанные цветами. Но ранние работы это в основном копии картин известного французского художника Клода Моне.
Асель: «У меня не было и нет академического художественного образования. Все произошло на уровне чутья, доверию руке, глазу, пропорции цвета. Почему именно Моне? Потому что я училась на его копиях. Из казахстанских художников мне очень нравится Евгений Фридлин, моя преподавательница по живописи Гульжамал Тагенова. Также нравятся работы Андрея Нода, Шарденова»
Больше всего времени, а именно около трех недель, заняли работы «Коста-Брава», «Наскальные рисунки».
Асель: «Но это с учетом моего насыщенного графика работы… В мастерскую удавалось попадать только поздно вечером и не каждый день».
Как рассказала Асель, после первого занятия с Гульжамал Тагеновой она практически не спала.
Асель: «Для меня как для перфекционистки очень ярко запечатлелись слова моей преподавательницы по живописи. Как то когда я пробовала изобразить натюрморт и уже нанесла контуры карандашом и стала подправлять их резиночкой Гульжамал спросила меня «Что ты так вдавливаешь резиночкой? Расслабь руку», а я ей в ответ «Боюсь…». Гульжамал переспросила меня «А чего ты боишься?», я озвучила, что я боялась сделать что-то неправильно. И тут из уст моей наставницы я услышала фразу, которая поразила меня «В живописи не бывает правильно или неправильно… Бывает так, как ты чувствуешь это…» И тогда это стало созвучно с тем, как я стала жить».
В беседе Асель уточнила, что исходя из ее опыта общения с казахстанскими художниками, только единицы могут обеспечить себя посредством своего творчества.
Пообщавшись с Асель, стало ясно, что занятия живописью это достаточно дорогое удовольствие. И себестоимость каждой из картин, в зависимости от техники и использования материала может стартовать со 100 долларов.
Так, себестоимость первых работ, выполненных гуашью, обошлись начинающей художнице в 100-150 долларов.
Асель: «Сюда входит стоимость уроков, затраты на материалы, багеты. Я считаю, что в качестве хобби это достаточно дорого. Если же работа выполнена маслом – то картина будет стоить еще дороже».
При этом Асель уточнила, что окончательная стоимость ее работ «формируется по ощущениям, в зависимости от того сколько жизни было вложено в эту картину».
Асель: «Работа гуашью минимум стоит 200 долларов. Самая дорогая серия работ «Наскальные рисунки», которая состоит из пяти картин, стоит 2,5 тыс. долларов. По отдельности эта серия картин не продается, потому что они все созвучны между собой, и мне не хочется нарушать этот союз».
Первоначально Асель планировала провести выставку своих работ в Союзе художников, но по ее словам не совпали даты. Как отметила собеседница, она была приятно удивлена, что в Союзе художников ей не отказали. «Я думала меня туда не пустят, скажут что у меня нет академического художественного образования. Аренда зала на 2 недели там стоила около 700 долларов», - поделилась Асель.
Первые свои работы Асель дарила своим родным, друзьям. Развиваться Асель помогает ее подруга, которая по совместительству является ее менеджером. Как поделилась художница, от каждого организованного менеджером мероприятия, если случатся продажи картин, она планирует платить 10% от продаж.
В то же время Асель пока планирует балансировать между основной работой и занятием живописью.
Асель: «Сейчас обучаюсь на психотерапевта, у меня есть официальное разрешение работать с клиентами. Это еще одна сфера, которая меня воодушевляет. Я люблю живой человеческий контакт, смотреть человеку в глаза. И психотерапия это площадка когда человек душевно обнажается, мы слышим и видим друг друга. Мы с уважением принимаем разность каждого из нас»