Нэцкэфрения как она есть
АВТОР
ФОТОГРАФ

Дмитрий Топоров

11.03.2013 • 14:01 2941

Нэцкэфрения как она есть

Для большинства обитателей постсоветского пространства знакомство с японской миниатюрой нэцкэ началось с просмотра художественного фильма, снятого по роману Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша». В этом произведении московский старшеклассник погружается в мир коллекционеров, изобилующий разного рода проходимцами и жуликами. Детективная история привлекла внимание миллионов к этим миниатюрным резным фигуркам из дерева, рога и слоновой кости. Изначально нэцкэ использовали в качестве брелока на традиционной японской одежде, лишенной карманов, а крепились они с помощью двух соединенных между собой отверстий «химотоши». Многие путают нэцкэ с японской скульптурой окимоно, внешне действительно очень похожей по стилю и габаритам, однако в последней отсутствует отверстие для шнура, а для коллекционеров это принципиальная разница. Также важна и страна-изготовитель.

Большинство не признает фигурки, изготовленные где-либо, кроме Японии. Хотя историки до сих пор «ломают копья» на тему: «какая страна является родиной нэцкэ». Пальма первенства, естественно, у Японии, но некоторые доказывают, что появились эти фигурки в Китае, только назывались они по-другому – «чжуй-цзы». Однако ни для кого не секрет, что все-таки именно японцы смогли сделать из этой маленькой утилитарной вещицы произведение искусства, ставшее культовым.

С семнадцатого века в стране восходящего солнца возникают целые школы резчиков, в городах Эдо, Киото и Осака. Большинство сюжетов нэцкэ крайне символичны и повторяются из столетия в столетие. Стоит отметить и особую философскую составляющую этого предмета, ставшего для многих еще и амулетом. Известно, что последний русский император Николай II носил в кармане нэцкэ, подаренное ему в Киото. Она была там и во время неудавшегося покушения на царя. А вот в последние годы жизни он расстался с этим своеобразным оберегом, и удача отвернулась от самодержца. У писателя Максима Горького на рабочем столе стояла нэцкэ «обезьяна с фонариком», а в шкафчике хранилось целое собрание. Большими поклонниками этого искусства были Федор Шаляпин и Карл Фаберже. Самая крупная коллекция нэцкэ в СССР принадлежала С. Варшавскому, она насчитывала около 300 экземпляров и была передана в Эрмитаж, где собрана крупнейшая коллекция во всей России. Туда же в свое время перекочевало собрание барона Штиглица – величайшего коллекционера в дореволюционной России. Ее «национализировали» в двадцатые годы.

Активно продвигать нэцкэ на мировом арт-рынке начали американцы, которые после оккупации Японии в 1945 году вывезли немало трофеев, в том числе и нэцкэ. Следующий пик популярности пришелся на семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, когда многие арт-дилеры популяризировали нэцкэ как предмет инвестирования. Это было время пиковых цен на японские произведения искусства, его даже окрестили «временем мыльного пузыря». Однако в 90-е ситуация изменилась, цены упали, несмотря на многочисленные попытки спровоцировать очередной всплеск интереса. Сейчас нэцкэ снова, правда, не в такой мере, как раньше, пристальный объект внимания буржуа со всего света. Тон в этом бизнесе, конечно, задают американцы, но сегодня активно укрепляют свои позиции арабы, россияне и украинцы. Например, одни из лучших в Европе коллекций нэцкэ у украинских бизнесменов Бориса Филатова и Александра Фельдмана. «Богатых покупателей из СНГ много, а вот экспертов по нэцкэ у нас совсем мало, – говорит украинский коллекционер Игорь Новак. – Проблема атрибуции стоит очень остро, мало профессиональной литературы, зато очень много качественных подделок. Современные мастера достигли очень высокого уровня, и отличить фальсификат без привлечения консультанта становится все сложнее. У меня почти половина нэцкэ, купленные в первые два года собирательства, оказались фальшивыми, в основном это Китай и Гонконг, подписанные якобы японскими мастерами. Но работы классные, я даже не стал от них избавляться, поставил на отдельную полочку».

Коллекционными нэцкэ, ставшими предметом мечтаний зажиточных собирателей, являются фигурки, в основном созданные до начала двадцатого века. Именно тогда японцы начали массово переходить к европейскому покрою одежды, и нэцкэ стали терять свою утилитарную функцию. С этого времени мастера начинают работать преимущественно на экспорт, но в среде антикваров нет единого мнения относительно самого понятия «коллекционные нэцкэ». Многие с удовольствием приобретают «подписные» произведения японских резчиков даже второй половины прошлого столетия, и отдают за фигурки от нескольких сотен до двух-трех тысяч долларов США. Несколько осложняет процесс собирательства тот факт, что многие мастера по японской традиции имели несколько имен и даже прозвищ, которыми подписывали свои работы. «Несколько лет назад мне попались две очень похожие друг на друга фигурки, – отмечает Игорь Новак. – Но с совершенно разными подписями. Я на всякий случай приобрел обе, а потом долго ломал голову над тем, какая из них оригинал, а какая сделана под его влиянием. Позже я раздобыл редкий каталог, из которого узнал, что на этих нэцкэ два разных имени одного и того же мастера».

«Никогда не покупайте нэцкэ: приобретешь одну – и ты уже на крючке» – предостерегает западный эксперт Бэтти Килам. И в этих словах есть здравый смысл, поскольку мало кому удавалось ограничиться всего одной фигуркой. Некоторые умудренные опытом коллекционеры после приобретения нэцкэ забрасывали былые пристрастия (живопись, фалеристику, нумизматику) и целиком отдавались всепоглощающей страсти, попадая под влияние крошечных фигурок.

В ноябре прошлого года в Лондоне прошел аукцион Bonham’s, хитом продаж стала нэцкэ «Тигр» работы мастера Тоёмаса, при эстимейте 35-45 тысяч фунтов стерлингов нэцкэ была продана за 103 250 фунтов, а это почти 170 тысяч американских долларов. Лошади мастера восемнадцатого века Аватагути «ускакали» за 10 625 фунтов, а редкая работа резчика Масанао из Киото за 34 850 фунтов. Часть работ с этого аукциона ушли в Россию и Украину, правда, большинство коллекционеров не спешат выходить из тени, и заграничные коллекции увидеть намного проще. Аукционы, проходящие в основном в США и Великобритании, – это своеобразная лакмусовая бумажка состояния рынка на сегодняшний день, дающая понять, что тенденция роста цен на нэцкэ в последние годы, скорее всего, закономерность.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Анатолий Рыбаков нэцкэ мировой арт-рынок

11.03.2013 • 14:01 2941

Поделиться
Нэцкэфрения как она есть
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus