«Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» в течение последних двух лет запустила 28 проектов, где большая часть является социальными или социально ориентированными бизнес-идеями. По каждому новому проекту инвестиционный комитет СПК принимает отдельное решение и разрабатывает максимально адаптированные условия. При этом, как отметил председатель правления «СПК «Алматы» Аскар Билисбеков в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, за время существования СПК ее деятельность успела обрасти мифами.
- Аскар Ергалиевич, как предприниматели воспринимают «Социально-предпринимательскую корпорацию «Алматы»»? Вы для них компаньон, партнер, помощник, друг или «брат»?
- Честно говоря, люди думают, что мы - благотворительная организация: если есть в названии «социальная», то организация предлагает бизнесменам бесплатные или невозвратные деньги.
- А как на самом деле?
- В сравнении со ставками коммерческих микрофинансовых организаций и банков, ставки МФО «Алматы» и Almaty Finance для предпринимателей действительно можно назвать дешевыми - 2%, 6% и 12%. К тому же, СПК может финансировать самостоятельно, без участия наших дочерних компаний. Это могут быть займы, в которых минимальные требования и ставка на уровне базовой ставки рефинансирования Национального банка (9%). Либо же мы смотрим заявку на кредитование проекта с точки зрения ее социальной значимости. Для сравнения, на сегодня коммерческие МФО предлагают кредитование по ставке от 40%.
В целом за 2020 и 2021 годы мы реализовали более 28 проектов. Из них 15 являются социальными или социально ориентированными. Отмечу, что СПК имеет на балансе различные земельные участки, имущественные комплексы, здания и коммерческие площади, которые перешли в распоряжение корпорации для реализации в конкурентной среде. Но по каждому новому проекту инвестиционный комитет принимает решения: отдать ли земельный участок для застройки под коммерческий или социально ориентированный бизнес.
- СПК является акционерным обществом. Но многим не понятен ваш статус: вы национальная компания, квазигосударственная или коммерческая структура? Кто вас финансирует?
- Да, Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» - это акционерное общество. Наша деятельность регулируется законом об акционерных обществах, и мы находимся на полном самообеспечении, то есть без привлечения государственного финансирования. В нашем портфеле есть проекты, которые являются коммерческими, и именно они позволяют СПК «Алматы» зарабатывать. Но больше половины – это социально ориентированные бизнес-идеи, которым мы предоставляем кредиты, как я уже отмечал выше, по льготным ставкам – 2%, 6% и 12% через наши «дочерние» компании - микрофинансовую организацию Almaty и кредитную организацию Almaty Finance. Здесь мы не преследуем цель получить максимальную прибыль.
- Какие объемы инвестиций были привлечены социальными проектами?
- За два года работы СПК в 15 социальных проектов бизнесмены вложили свыше 160 млн тенге. Если называть общую сумму, которая была выделена через Almaty Finance и МФО Almaty, в том числе в проекты, ориентированные на социально-уязвимые слои населения (ССН), то сумма составит более 580 млн тенге. В текущем году через СПК Алматы в социальные проекты было привлечено 63 млн тенге частных средств. Задача корпорации – предоставить предпринимателям как финансовые, так и инфраструктурные доступные и эффективные инструменты для их реализации. Если перечислять, то в их число входят возможности индустриальных зон, малых промышленных парков, система льгот и преференций для социальных проектов, особые условия для поддержки первых нескольких лет работы коммерческих предприятий. Условия гибкие и мы подходим к каждому обращению предпринимателей индивидуально.
- Бизнесмены настороженно относятся к двусторонним с государством проектам… Это из моих наблюдений.
- Да, сегодня сам термин «совместное предприятие» вызывает настороженность у частных инвесторов. Но полностью частному проекту приходится сталкиваться с большим количеством рисков, чем при сотрудничестве с корпорацией. Это доказывает как наша практика, так и собственный опыт бизнесменов. Здесь ведь даже не проблема кредита доверия конкретно к СПК. Речь скорее идет о том, что у предпринимателей нет уверенности в законодательном регулировании, регламентировании прав и обязанностей корпорации в совместных проектах. Прописанные законом правила являются базовыми и при определении кредита доверия, и при формировании цивилизованного формата сотрудничества частного бизнеса и всех 17 СПК в Казахстане.
- Но вы выше отмечали, что работаете по Закону «Об акционерных обществах». Он не подходит для СПК?
- Закон об акционерных обществах не регулирует вопросы деятельности СПК. Самый наглядный пример: если корпорация как институт развития вошла в долю совместного предприятия, то на каких условиях может проводиться обратный выкуп? Это ведь вопрос не просто имущественный. Это вопрос доверия как к СПК, так и к законодательному регулированию их деятельности. Очень важно, чтобы и инвестор, и СПК понимали, что интересы всех сторон – участников проекта защищены прописанным законом об СПК, а не просто законом об акционерных обществах, который написан в большей степени для коммерческих организаций.
- Получается, в случае СПК неадаптированные законы - это дилемма. И она достаточно сильно влияет на кредит доверия к СПК в Казахстане.
- Важно отметить, что Глава государства услышал нас и на заседании Национального совета общественного доверия дал поручение правительству переформатировать работу региональных социально-предпринимательских корпораций, преобразовав их в полноценные институты. Сейчас при содействии Министерства национальной экономики разрабатывается концепция по деятельности социально-предпринимательских корпораций. Имеющиеся на сегодня законы позволяют нам участвовать в развитии социальных проектов. Но нужны четко прописанные форматы сотрудничества и регулирование деятельности. Возможно именно концепция деятельности СПК послужит основой пакета изменений в действующее законодательство, либо основой для разработки собственного законопроекта об СПК.
- В июне депутаты сената приняли закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального предпринимательства» и сопутствующие ему поправки в налоговое законодательство. При этом сам статус «социальный предприниматель» прописан впервые. И этот факт удивляет больше всего, если честно.
- Да, 24 июня законопроект был утвержден. Теперь, чтобы назваться «социальным предпринимателем», нужно соответствовать определенным прописанным требованиям. Но впервые о социально ориентированном предпринимательстве говорил первый президент страны Нурсултан Назарбаев еще в 2006 году в своем Послании. И именно в контексте развития социально-предпринимательской корпорации как об очень перспективном направлении.
У казахстанского бизнес-сообщества пока недостаточно осознанного понимания социально ориентированного предпринимательства и сознательного отношения к данному формату ведения бизнеса. Но! Согласно принятому законопроекту, прописаны три ключевые позиции, которые определяют статус социального предпринимателя. Кроме того, статус дает как налоговые преференции, так и другие формы поощрения деятельности. В целом, чтобы соответствовать данной категории бизнеса, предпринимателю важно создавать качественные рабочие места для СУСН, где их количество должно достигать не менее 50% от общего числа. Второе – производить товары для социально уязвимых слоев населения, доход от реализации которых должен составлять не менее 50% от общего дохода предприятия. Третье направление – оказывать социальные услуги в сфере здравоохранения, образования, воспитания, культуры и спорта.
При этом, если погрузиться в мировую историю, то социальное предпринимательство как явление существует в мировой практике с конца 1980-х годов. Например, в США основатель социальной сети Марк Цукерберг считается социальным предпринимателем. Согласно американскому определению, его проект как средство общения людей со всего мира, относится к данной категории. В странах Европы производитель кроссовок также будет называться социальным предпринимателем, потому что цена на его товар доступна для разных слоев населения, и все материалы, которые используются – сделаны из переработанного сырья. То есть приносить пользу обществу можно не только привычным на постсоветском пространстве способом
- Может им не хватает обратной связи от СПК с пояснениями ее деятельности и понятными условиями? Какие каналы обратной связи вы используете?
- Личные! Я не шучу. Сам использую личную социальную страницу в Instagram в качестве регулярного способа онлайн-общения с предпринимателями для разъяснений условий сотрудничества. То есть в прямом эфире рассказываю, с какими вопросами по каким проектам можно к нам обратиться. Если честно, то не всегда люди готовы следовать за официальными страницами в социальных сетях государственных органов, госпрограмм по поддержке МСБ и городских управлений. На сегодня единственный путь правильно донести информацию о поддержке МСБ в Алматы – это лично выйти с ними на прямой контакт.
Социальные страницы «СПК «Алматы» существуют и активно наполняются контентом. Но я решил, что простое разъяснение для предпринимателей в формате онлайн-диалога не будет лишним. Когда я выхожу в прямой эфир, то комментарии не фильтруются и не отключаются. Но отмечу, что те, у кого чаще всего возникают вопросы или сомнения в программах СПК, чаще всего не подписаны ни на «СПК «Алматы», ни на Almaty Finance, ни на МФО «Almaty» или Управление предпринимательства и инвестиций.
Более того, по мере смягчения карантинных мер я буду продолжать проводить бизнес-завтраки. Это возможность организовать диалоговую площадку в неформальной формате. Такие каналы обратной связи намного действеннее, чем реклама, билборды и так далее. И делаем мы это не за счет средств СПК, а за счет поддержки наших друзей и партнеров. Мы уже провели три бизнес-завтрака, и я наблюдаю возрастающий интерес и практическую пользу данных встреч.
- Какие опасения чаще всего озвучивают бизнесмены на прямых эфирах?
- Опасения, что условия сотрудничества с СПК в процессе оформления кредита или уже после него изменятся. Или что одобрение займа будет долгим и дорогим. Само определение «микрофинансовая организация», например, тоже пугает. Приходится на онлайн-эфирах развеивать мифы, выявлять причины страхов предпринимателей, разъяснять процедуры приема заявок бизнес-проектов.