Систематическое бюджетное финансирование субъектов квазигосударственного сектора не мотивирует их к рациональному использованию средств. Об этом сегодня в ходе пленарного заседания заявила сенатор Ольга Перепечина, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам депутата, результаты инвестиций портфельных компаний в отдельные проекты практически сведены к нулю. К примеру, в АО «НК «КТЖ» неокупаемые проекты занимают 75% от всех реализованных проектов. Это 12 из 16. Имеется практика привлечения сторонних организаций для оказания консультационных услуг при наличии в штате соответствующих специалистов. При этом отсутствуют единая методология и расчеты стоимости ставок консультантов и других затрат.
«Поэтому необходимо регламентировать лимиты данных административных расходов. Кроме того, есть вопросы по наличию на балансе субъектов квазигоссектора непрофильных активов (моторная яхта, спортивно-оздоровительный комплекс с лыжными трассами, кафе, гостиницей, конюшней и другой инфраструктурой), с затратами на их приобретение и содержание, которые не приносят коммерческой выгоды. Необходимо предусмотреть оценку эффективности квазигосударственного сектора в вопросе управления портфелем с акцентом на конкурентоспособность, рентабельность и финансовую устойчивость», - подчеркнула Ольга Перепечина.
По ее словам, вызывает вопросы и реализация государственного задания. Так, в нарушение приказа № 236 министерством финансов не размещается на сайте отчет о результатах по выполненным госзаданиям.
«То есть мы не видим, по каким критериям определяются исполнители госзаданий, насколько эффективно была оказана госуслуга или реализован инвестпроект в форме госзадания, достигнуты ли прямые и конечные результаты, что дало практическое применение результата госзадания. Подобные факты не способствуют прозрачности и открытости бюджетных процессов. Поэтому необходимо доработать механизмы эффективного взаимодействия администраторов бюджетных программ с исполнителями госзаданий и обеспечить рациональность и транспарентность бюджетных средств, направляемых на выполнение госзаданий», - отметила она.
Также министерствами и ведомствами в 2020 году по сравнению с 2019 годом отмечается снижение дебиторской задолженности на 11% и кредиторской задолженности на 24%, отметила Ольга Перепечина. Тогда как по отдельным администраторам бюджетных программ сохраняется их рост.
«К примеру, по министерству сельского хозяйства дебиторская задолженность выросла в три раза, по министерству здравоохранения – в 2,5 раза. Наблюдается рост кредиторской задолженности по министерству внутренних дел в три раза, по министерству обороны в 1,5 раза. При этом надо отметить, что министерствами иностранных и внутренних дел годами не решаются вопросы по снижению дебиторской задолженности прошлых лет. Таким образом, ведение не на должном уровне претензионно-исковой работы негативно отражается на эффективности использования бюджетных средств», - проинформировала депутат.