На заседании мажилиса депутаты подняли вопрос об усилении ответственности должностных лиц госорганов за неосвоение внешних займов. Они предложили закрепить персональную ответственность только за первым руководителем администратора бюджетной программы. В правительственном варианте законопроекта предусматривается, что ответственность несет первый руководитель или его заместитель, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, что депутаты одобрили в первом чтении поправки по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.
«При обсуждении законопроекта депутатами внесена поправка, которая определяет, что ответственность за неосвоенные средств внешнего займа должен нести только первый руководитель администрации бюджетной программы. Какова ваша позиция по этой поправке», - поинтересовался у министра национальной экономики Асета Иргалиева депутат Кайнар Абасов.
Министр сообщил, что в ведомстве одобряют это предложение депутатов. «Как мы знаем, у нас в Бюджетном кодексе предусмотрены нормы, которые предполагают ответственность первого руководителя за неосвоение бюджетных средств. По такому же принципу, а может более жестче можно прописать и по ответственности за неосвоение заемных средств, потому что это все-таки обязательства государства», - сказал глава ведомства.
Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин поручил до второго чтения прописать эту норму в законопроекте. «Надо согласиться с поправкой депутатов. Говорят, что за все есть спрос, даже за воду. Это же средства, это же деньги. Неосвоенные средства могут привести к серьезным тратам из бюджета. Надо однозначно законодательно закрепить эту норму. Не умеете тратить деньги, нечего на внешнем рынке занимать и будущему поколению за это рассчитываться», - считает он.
Для совершенствования бюджетного законодательства депутаты также предлагают передать разработку и утверждение порядка прогнозирования поступлений в местный бюджет местным уполномоченным органам. «При многоплановости экономики страны, разной специализации экономик регионов сложно из центрального госоргана определять единую методику прогнозирования нижестоящих бюджетов. Это сложно и непродуктивно», - отметил спикер мажилиса.
Например, специфика доходной части бюджета Алматы предопределена значительным удельным весом поступлений в городской бюджет от МСБ, в Атырауской области превалируют налоговые поступления от крупных сырьевых компаний, в Карагандинской области преобладают черная и цветная металлургия.
«Разработку и утверждение порядка прогнозирования поступлений в местный бюджет можно и нужно передать на уровень уполномоченных органов регионов. Это областные управления бюджетного планирования и финансов. К тому же эта поправка соответствует и общей установке руководства страны о передаче большей части функций управления экономикой на нижестоящие уровни», - сказал Нурлан Нигматулин.
Законопроект включает и изменения в бюджетное законодательство, в том числе предусматривающие изменение подходов по определению лимитов администраторов бюджетных программ, проведение госорганами в составе бюджетной заявки оценки экономической отдачи от заявляемых расходов на бюджетные субсидии и бюджетные инвестиции, изменение структуры аналитического отчета по реализации бюджетных программ, предусматривающее нормы по совершенствованию исполнения бюджета, и другие.
«Кроме этого, предлагается сократить срок выделения местным исполнительным органам займов на покрытие дефицита наличности местного бюджета с трех лет до 6 месяцев. Это должно повысить заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении доходной части местного бюджета», - рассказал Асет Иргалиев.
Читайте также
Это позволит повысить ответственность МИО, считает Асет Иргалиев