Внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности особенно актуально на фоне коронакризиса. Разработчики законопроекта отметили, что пандемия COVID-19 ухудшила положение предпринимателей, малый и средний бизнес оказались наиболее уязвимыми к условиям неопределенности, вследствие чего понесли многомиллиардные потери. «Данные проблемы указали на острую необходимость ускорения процессов законодательных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности», - говорится в обосновании документа.
Концепция к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» опубликована на сайте открытые НПА.
1 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана отметил необходимость кардинального пересмотра регуляторной политики и внедрения регулирования «с чистого листа». Министерство национальной экономики совместно с НПП «Атамекен» и Институтом экономических исследований с 6 ноября по 10 декабря 2020 года провели опрос на базе платформы egov.kz. Результаты показали, что бизнес по-прежнему обременен высокой нагрузкой со стороны государства. «Это несмотря на то, что в течение последних нескольких лет государством проводится серьезная работа по переориентации контроля и надзора с выявления и наказания на профилактику и предупреждение», - говорится в документе и предлагается ввести ряд поправок.
Внедрение принципа «one in - two out» и регуляторной апелляции. Под принципом «one in - two out» понимается отмена двух существующих требований в размере величины издержек, налагаемых новым регулированием на субъекты предпринимательства. То есть, чтобы ввести новый регуляторный инструмент, потребуется отменить два равноценных действующих регулирования. Механизм регуляторной апелляции предполагает, что бизнес-омбудсмен будет наделен полномочиями по внесению в уполномоченный орган предложений о пересмотре или отмене регуляторных инструментов госорганов в наиболее проблемных сферах.
Введение Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства – это база данных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, а также требований предъявляемых к субъектам предпринимательства. Реестр позволит обеспечить: для предпринимателей – полную картину о количестве, составе, сроках действия и взаимосвязи всей совокупности требований, действующих в отношении субъектов предпринимательства, в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности; для потребителей - простоту и доступность информации о действующих требованиях к субъектам предпринимательства; для субъектов правоприменительной практики - досье на нормативные правовые акты, содержащие требования к субъектам предпринимательства.
Введение экспериментального правового режима или механизма так называемой «регуляторной песочницы». Это позволит апробировать на практике новые виды регулирования или отмены существующих. В мире реализуется 14 «песочниц»: Великобритания, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Абу-Даби, Австралия, Нидерланды, Индонезия, Швейцария, Южная Корея, Япония и др.
Предполагается закрепить требования по предоставлению отчетности в законодательных актах взамен бесконтрольного установления в подзаконных актах.
С 1 января 2024 года предлагается ввести принцип «регуляторной гильотины»: предпринимателей невозможно будет привлечь к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов, не соответствующих базовым принципам и подходам новой регуляторной политики.
«Ревизия всех регуляторных инструментов будет проведена по основному критерию - государственное регулирование может иметь место исключительно в целях защиты здоровья граждан и экологии», - говорится в проекте документа.
Также предлагается реформировать систему государственного контроля и надзора, в рамках которой будет запрещено посещать субъекты госконтроля без проведения профилактических мероприятий.
Предложено ввести новую форму государственного контроля - «расследование». Это «комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение события, в том числе носящего массовый характер, а также повлекшего ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде».