После введения президентом чрезвычайного положения и объявления мер по стабилизации экономики правительство разработало специальный порядок для проведения государственных закупок. Это было сделано для упрощения и ускорения процедуры закупок, а также расширения вовлеченности отечественных товаропроизводителей.
Специальный порядок предусматривает только три способа закупок (которые являются упрощенными версиями способов, применяющихся при закупках, проводимых в обычном порядке):
• запрос ценовых предложений – применяется в отношении закупок товаров у отечественных товаропроизводителей;
• закупки из одного источника – применяется в отношении товаров, работ и услуг по перечню, определенному Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок (размещен на портале государственных закупок);
• конкурс – применяется в отношении работ и услуг.
Интересным моментом в порядке является то, что он обязывает заказчиков закупок: 1) не включать в реестр недобросовестных участников и 2) не применять штрафные санкции к поставщикам за 1) уклонение от заключения договора о государственных закупках или 2) неисполнение/ненадлежащее исполнение такого договора. Однако только при условии, что такие нарушения возникли вследствие введенного чрезвычайного положения (даже после его окончания).
Под штрафными санкциями обычно понимают неустойку (и ее виды: штраф и пеню), поэтому заказчики не могут требовать от поставщиков уплаты неустойки, но у них остается право требовать возмещения своих убытков, поскольку убытки не входят в понимание штрафных санкций, а также поскольку в порядке не указано иное. В этом случае, если дело дойдет до суда, последний будет выяснять имеются ли основания для освобождения поставщика также и от возмещения убытков, и если нет, то, вероятно, примет сторону заказчика.
Примечательно, порядок установил, что изложенное распространяется не только в отношении закупок, проводимых по специальному порядку, но также и в отношении закупок, проводимых в обычном порядке. Это является обоснованным, потому что у ряда поставщиков трудности возникли еще до принятия специального порядка (то есть до 20 марта этого года), а также поскольку некоторые закупки и после принятия специального порядка проводятся в обычном порядке.
Однако, несмотря на хорошую идею, ее исполнение вышло не совсем удачным. Дело в том, что в порядке прямо указано: «По отношениям, возникшим или возникающим в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках, заказчики… принимают меры, вытекающие из настоящего пункта». Говоря о принятии мер заказчиками, разработчики порядка, скорее всего, имели в виду, наоборот, непринятие мер, то есть не включение в реестр и не применение штрафных санкций к поставщикам по обычным закупкам, но написали почему-то именно о принятии мер.
Буквальное толкование приведенного положения позволяет прийти к выводу, что заказчики по обычным закупкам не должны следовать запретам, установленным специальным порядком по принятию указанных мер, а, учитывая требования Закона «О государственных закупках», обязаны принимать их: обязаны требовать включения поставщиков в реестр недобросовестных участников и взыскивать с них неустойку.
В данном вопросе свое слово высказал Верховный Суд, разъяснив, что запрет на принятие указанных мер подлежит распространению также и на обычные государственные закупки.
Однако Верховный Суд сделал это не путем принятия нормативного постановления, которое по своей природе является частью действующего права (хотя и в этом случае не должно содержать новые нормы права), а путем принятия обычного постановления, которое, юридически, не является обязательным для применения.
Тем не менее, как показывает судебная практика, суды следуют данному постановлению-разъяснению Верховного Суда и отказывают в принятии соответствующих исков от заказчиков закупок. В целом в настоящее время суды при рассмотрении дел о признании поставщиков недобросовестными участниками и взыскании штрафных санкций с них исходят из принципов добросовестности, разумности и справедливости и при незначительных нарушениях со стороны поставщиков, даже если они никак не связаны с действием чрезвычайного положения, чаще принимают сторону поставщиков и отказывают заказчикам в их требованиях.
Продолжая говорить о недостатках специального порядка, также хотим обратить внимание на весьма неоднозначное положение, согласно которому заказчики закупок имеют право расторгать в одностороннем порядке заключенные с поставщиками договоры при их неисполнении либо ненадлежащем исполнении, возникшем вследствие введения чрезвычайного положения. Данное положение также относится к закупкам в обычном порядке.
Неоднозначным такое положение является, потому что вышестоящий нормативный акт, Гражданский кодекс, не предусматривает возможности одностороннего расторжения договора. Он допускает односторонний отказ от исполнения договора, в том числе вследствие невозможности исполнения обязательств, но никак не одностороннее расторжение, которое поэтому является незаконным.
Тем не менее на практике некоторые заказчики закупок используют данное право и расторгают заключенные договоры с поставщиками, в том числе по причине нецелесообразности их дальнейшего исполнения, что является неправомерным.
Вероятно, специальный порядок и практика его применения имеют и другие недостатки, поскольку совсем недавно Министерство финансов объявило о проведении проверки процедур государственных закупок по специальному порядку.
Специальный порядок в текущей редакции будет действовать до 1 октября этого года, с этой даты и до 31 декабря этого года (если не будет дальнейшего продления) применяться будет обновленный порядок, который предусматривает только один способ закупок – из одного источника, и не предусматривает вышеуказанные запреты на принятие рассмотренных негативных мер к поставщикам. Следовательно, после 1 октября заказчики не будут связаны запретами на принятие таких мер, а учитывая положения Закона «О государственных закупках», должны будут их принимать.
Максим Баженов, директор филиала Юридической компании «Muratov Partners» в Атырау
Партнерский материал