USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
98238.00$
-493.900

Миграция & COVID-19

Миграционный режим в Казахстане существенно упрощен

Share
Share
Share
Tweet
Share
Миграция & COVID-19- Kapital.kz

Миграционное законодательство Казахстана меняется, постоянно совершенствуя регулирование миграционных процессов с учетом передового международного опыта, а также улучшая бизнес-климат в стране. До начала пандемии коронавируса в силу вступил ряд послаблений, и миграционный режим в Казахстане был существенно упрощен.

По поручению главы государства Правительство РК приняло ряд законодательных мер по отмене временной регистрации в пятидневный срок для иностранцев. В случае пребывания свыше тридцати суток иностранцу оформляется разрешение на временное пребывание («РВП»). При этом сам иностранец освобожден теперь от необходимости личного обращения в органы миграции. Вся ответственность за информирование о прибытии, пребывании и оформление РВП иностранцев возлагается на принимающих их физических и юридических лиц. При этом отмена регистрации не приводит к бесконтрольной миграции, так как информацию о въехавших, выехавших и пребывающих в стране иностранцах органы получают из базы данных ЕИС «Беркут». Стали проще и условия въезда и пребывания иностранцев. С 2017 года в одностороннем порядке граждане 45 стран имеют право на безвизовый въезд в РК сроком до 30 календарных дней. Исходя из политической, экономической и инвестиционной целесообразности, с 2019 года данный список увеличился до 57 стран, не считая страны, с которыми у Казахстана долгое время были двусторонние и многосторонние соглашения о безвизовых поездках граждан. Правилами предусмотрено предоставление права на безвизовый въезд и выезд для граждан 57 стран, если период их пребывания в РК не превышает 30 календарных дней с момента пересечения государственной границы РК. Вместе с тем для граждан Китая и Индии, следующих транзитом, разрешен 72-часовой безвизовый режим въезда, пребывания и выезда из РК.

Был запущен визово-миграционный портал, который предоставил возможность в режиме онлайн подавать уведомления о прибытии иностранцев в РК, а также получать однократные электронные визы иностранным гражданам, не выезжая в загранучреждения РК. Для этого необходимы наличие электронной цифровой подписи и доступ в интернет.

Кроме того, в целях упрощения и ускоренного рассмотрения дел об административных правонарушениях в области миграции органы внутренних дел и Пограничную службу наделили полномочиями по наложению административного штрафа по статье 517 КоАП (нарушение сроков пребывания), размер которого будет дифференцированным в зависимости от нарушений срока пребывания (к примеру, до трех суток – предупреждение, до пяти суток – 10 МРП, до десяти суток – 15 МРП).

Если ранее иностранец нарушал разрешенные сроки пребывания более чем на трое суток, то при вылете сотрудники пограничной службы КНБ снимали его с рейса, оформляли административный протокол с дальнейшим направлением в суд, что отрицательно сказывалось на имидже страны, ее туристической и инвестиционной привлекательности. Данная поправка позволяет принимать решение по административному правонарушению без направления материалов в суд и снятия иностранца с рейса.

С начала 2020 года ситуация с COVID-19 кардинально повлияла на экономические и политические процессы, а также на повседневную жизнь гражданского общества во всем мире. Многие страны приняли меры в связи с распространением коронавируса, некоторые ввели чрезвычайное положение, отменили авиа и ж/д сообщение, допуск иностранных граждан на свою территорию, закрыли для посещения общественные места, призвали своих граждан придерживаться карантина и самоизоляции.

Правительство Казахстана, следуя примеру мировых держав, предприняло ряд ограничительных мер по въезду иностранных граждан на территорию РК с целью предотвратить распространение COVID-19. С 16 марта 2020 года по 15 апреля 2020 года в Казахстане был введен режим чрезвычайного положения, который был впоследствии продлен до 11 мая 2020 года. На период ЧП была создана госкомиссия по обеспечению режима ЧП при Президенте РК, и были введены следующие меры и временные ограничения:

1) усиление охраны общественного порядка, особо важных государственных и стратегических объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2) ограничение функционирования крупных объектов торговли;

3) приостановка деятельности торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей;

4) ввод карантина, проведение масштабных санитарно-противоэпидемических мероприятий;

5) установление ограничений на въезд на территорию РК, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта, за исключением персонала дипломатической службы РК и иностранных государств, а также членов делегаций международных организаций, направляющихся в Казахстан по приглашению Министерства иностранных дел РК.

В связи с ужесточением ограничений на период ЧП с 27 марта 2020 года была приостановлена работа миграционной службы до стабилизации ситуации. Соответственно, все услуги было решено оказывать сразу же после окончания режима ЧП и освободить от административной ответственности иностранных граждан за нарушение сроков пребывания и несвоевременный выезд из страны.

Вместе с тем 30-дневный безвизовый режим для граждан вышеупомянутых 57 стран и 72-часовое транзитное передвижение для граждан КНР и Индии были отменены на срок до 1 ноября 2020 года. На период действия карантинных мер был установлен особый порядок пересечения государственных границ с вводом ограничения для въезда и выезда для граждан РК и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Исключение по большому счету сделали только для сотрудников международных организаций, членов поездных и локомотивных бригад, экипажей воздушных и морских судов, граждан Казахстана, возвращающихся в страну или выезжающих за рубеж на лечение и постоянное место жительства, лиц, следующих для ухода за тяжелобольными родственниками либо на похороны близких, иностранных граждан, являющихся членами семей граждан Казахстана или имеющих вид на жительство Казахстана. Для иностранцев- сотрудников компаний в Казахстане, имеющих социальную значимость, для въезда в страну требуется одобрение Межведомственной комиссии под председательством заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан (далее «МВК»).

После того как режим ЧП был снят, органы Миграционной службы возобновили свою деятельность и начали принимать заявки работодателей и физических лиц на выдачу, продление виз и РВП только для иностранцев, пребывавших на территории РК в период режима ЧП. Впоследствии органы миграции и занятости возобновили прием документов на выдачу и продление рабочих разрешений и писем-приглашений для иностранных граждан, находящихся за рубежом. Однако, как упоминалось выше, даже при наличии разрешения на работу и соответствующей визы для приезда иностранных граждан, являющихся работниками казахстанских предприятий, требуется одобрение МВК со списком, содержащим данные конкретного иностранного лица. МВК проводит совещания на периодической основе и тщательно рассматривает каждую заявку в отдельности на предмет целесообразности и важности нахождения того или иного иностранного специалиста в стране. В первую очередь, согласие МВК могут получить компании, которые имеют социальную значимость согласно списку той же МВК. К сожалению, далеко не все компании получают положительный ответ на свои заявления, что в конечном итоге откладывает решение вопроса о въезде их сотрудников на неопределенный срок. Так, перед работодателями стоит нелегкая задача – обеспечивать въезд в Казахстан своих и новых иностранных сотрудников, также выполнять особые требования Правительства РК.

Вопросы организации возвращения иностранных работников на казахстанские предприятия в настоящее время активно обсуждаются с представителями власти на площадках Ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» и Европейской Бизнес-Ассоциации Казахстана. Наша компания принимает активное участие в обсуждении этого вопроса. Эксперты EY помогают собирать данные об иностранных специалистах, которым требуется въезд в Казахстан в ближайшее время для поддержания деловой активности и экономической стабильности соответствующих компаний.

Несмотря на то, что пандемия коронавируса оказала существенное влияние на деятельность миграционных органов, усложнив процессы оказания услуг населению и работодателям, мы полагаем, что данная ситуация также окажет и положительное воздействие, которое ускорит процесс цифровой трансформации документооборота в сфере миграционных услуг в Казахстане.

Альмира Абраимова, старший менеджер практики консультационных услуг по управлению персоналом EY

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.