Служба реагирования на компьютерные инциденты РГП «Государственная техническая служба» рассказала об увеличении количества обращений от казахстанцев, которые стали жертвами мошенников, сообщили центру деловой информации Kapital.kz в пресс-службе организации.
«Принцип действия мошенников заключался в том, что они создавали фейковые аккаунты в мессенджере Telegram с использованием фотографии публичной личности и его данных. Данные фейковые аккаунты использовались для отправки сообщений от их имени с просьбой оказать финансовую помощь. К примеру, фейковый профиль Бейбута Алибекова мошенник указал как Alibekov KZ и, ссылаясь на то, что близкого родственника положили в больницу и срочно нужно оплатить услуги медицинской организации, а денег на карте у него нет, просил осуществить перевод на карту банка. Предварительно пообещал в течение часа вернуть заимствованные средства, ведь по легенде мошенников вся наличность находится дома», - рассказали в службе.
На своей странице в социальной сети Бейбут Алибеков и Нурсултан Магзумов сообщили своим подписчикам о том, что распространяемая информация фейковая и что от их имени орудуют мошенники.
Также мошенники воспользовались именем известного блогера Алишера Еликбаева не только по вышеуказанной схеме, но и для проведения якобы розыгрыша для привлечения внимания потенциальных подписчиков к профилю в социальной сети с последующей накруткой количества подписчиков (гивы).
«У себя на официальном канале в мессенджере Telegram Алишер Еликбаев сообщил своим подписчикам о том, что он не является организаторам данных гивов, и предупредил, что от его имени действуют мошенники. Вся полученная информация была незамедлительно направлена в МВД РК», - сообщили в службе.
Для того чтобы не стать жертвой мошенников, Служба KZ-CERT настоятельно рекомендует соблюдать нижеуказанные меры предосторожности:
1. Проверять, официальный ли аккаунт, который запрашивает финансовую помощь, а в случае с медийными личностями обращайте внимание на верифицированность аккаунта (синяя галочка справа от никнейма).
2. Проверять профиль отправителя сообщений, имя пользователя и номер телефона. Обратить внимание на период обновления фото профиля, если фото загружено недавно, то есть повод задуматься;
3. Перед осуществлением перевода на карту банка предельно внимательно проверять данные получателя, использовать сервисы по определению банка по номеру карты;
4. Держите втайне следующие данные: коды из SMS и PUSH-уведомлений от банка, PIN-код банковской карты, контрольные вопросы, данные банковской карты, срок действия и трехзначный код (CVC). Не распространяйте свои персональные данные: Ф.И.О., место и год рождения, данные паспорта или удостоверения личности.
5. Если для перевода необходимо скачать приложение, то рекомендуем не скачивать никакие программы на смартфон по просьбе незнакомцев и тем более предоставлять им доступ к ним.
6. Если украли деньги с вашего счета, нужно связаться с банком и описать ситуацию (заблокировать карту). После чего написать заявление в ближайшем РОВД и отправить в банк талон о принятии заявления.
7. Если пропал мобильный телефон, то нужно связаться с банком для блокировки приложения и отключения привязки карты к мобильному номеру. Также нужно незамедлительно обратиться к сотовому оператору для блокировки номера мобильного телефона и проверить последние операции на карте в отделении банка.
8. Воздержитесь от переводов на номера счетов онлайн-платежных систем, типа Яндекс.Деньги, QIWI и других сторонних сервисов.
«Если вы стали жертвой инцидента информационной безопасности, просим сообщать нашим специалистам по бесплатному номеру 1400 (круглосуточно) или отправить заявку по ссылке: http://www.cert.gov.kz/notify-incident, или направить письмо на email: incident@kz-cert.kz», - отметили KZ-CERT.