USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
97129.00$
+49.500

Перезагрузка рынка ГЧП

Из-за планируемых законодательных поправок регулирование государственно-частного партнерства может стать нелогичным, считает юрист Шаймерден Чиканаев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Перезагрузка рынка ГЧП - Kapital.kz

В Казахстане планируют внести изменения в законодательство по вопросам государственно-частного партнерства. Некоторые предложения партнер юридической фирмы GRATA International Шаймерден Чиканаев назвал «одиозными». По его словам, существующие пробелы в законе, плохое структурирование проектов и отсутствие четкой стратегии приводят к расторжению договоров. А некоторые законодательные инициативы могут внести еще большую путаницу. О ситуации на рынке и проекте поправок в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал Шаймерден Чиканаев.

- Шаймерден, насколько нам известно, предлагается сократить сроки реализации проектов ГЧП с 30 до 10 лет. Как вы оцениваете эту поправку?

- Отрицательно, если эта поправка будет принята, то законодательство Казахстана, регулирующее вопросы ГЧП, станет более нелогичным. В частности, в законодательстве некорректно отражены такие понятия как ГЧП и концессия. Более того, если данная поправка будет принята, она искусственно усложнит структурирование проектов ГЧП.

В международной практике термин ГЧП обозначает особые проекты публично-частного взаимодействия, в которых возврат инвестиций происходит за счет платы публичного партнера (государства – Ред.) за эксплуатационную доступность. При заключении договоров концессии частный партнер возвращает инвестиции и получает доход за счет платы с потребителей.

В России также ГЧП и концессии отличаются, и есть два отдельных закона, как в Казахстане. Однако законодательство РФ дает четкое понимание, какие проекты можно и нужно структурировать как ГЧП, а какие – как концессионные. Ключевой критерий в России – это право собственности на объект ГЧП.  Если право собственности предполагается оставить частному партнеру, то нужно использовать российский закон о ГЧП, а если нужно право собственности передать государству, то единственный выбор – это российский закон о концессиях. При этом в России концессионные соглашения четко и однозначно выведены из-под регулирования закона о ГЧП.

Казахстан пошел своим путем, отличным как от Западной Европы, так и от России, а именно принял два отдельных закона: «О концессиях» и  «О государственно-частном партнерстве». Однако это не дало четкого понимания о том, чем друг от друга отличаются проекты ГЧП и концессии. Сложность возникает и в том, что в законодательстве Казахстана договор концессии рассматривается как отдельный вид договора ГЧП.

Поэтому на сегодняшний день в Казахстане по факту действует два закона, которые дублируют функции друг друга, и большое количество подзаконных актов – это приводит к путанице.

Однако вместо того, чтобы привести в соответствие с международной практикой ГЧП законодательство или поставить на утрату закон о концессиях, государство пытается ввести какие-то не совсем логичные и не продуманные до конца критерии по ГЧП-проектам (отсутствие компенсаций инвестиционных затрат, сроки и т.д.). То есть оно пытается ввести на законодательном уровне разделение между ГЧП и концессиями.

В Казахстане есть случаи расторжения договоров государственно-частного партнерства. Какова основная причина? 

-  Главная причина – плохое структурирование сделок, неграмотное распределение рисков между частным партнером и государством.

К сожалению, в Казахстане уже давно наблюдается тенденция, когда акиматы, возможно в погоне за статистическими показателями, заключают не надлежащим образом подготовленные договоры. Более того, любую форму сотрудничества между государством и бизнесом, в том числе социальные проекты, по факту государственные закупки, пытаются преподнести как ГЧП-проекты. Очевидно, есть все основания ожидать в самом ближайшем будущем появления богатой судебной практики в Казахстане по делам о рассмотрении исков, связанных с признанием договоров ГЧП по тем или иным основаниям недействительными или незаключенными. Пока такие случаи единичны, но уже есть судебные прецеденты.

- Еще одно из предложений – исключение мер господдержки и выплат из бюджета. Как это может повлиять на рынок?

- Отрицательно. Государство сделало ошибку в своей непоследовательной политике по развитию ГЧП начиная с 2015 года, когда негласно (среди местных органов – Ред.) была обозначена цель – «главное количество, а не качество ГЧП-проектов». Из-за этого акиматы вместо того, чтобы с осторожностью и правильно использовать механизм ГЧП для действительно сложных в структурировании проектов наштамповали множество мелких, большая часть которых имитируют ГЧП. Механизм должен быть использован в таких сферах, как ЖКХ, энергетика, здравоохранение и так далее.

Разработчики предложенной Концепции по ГЧП, очевидно, попытались решить проблему с наличием множества неэффективных проектов. Однако «вместе с водой выплеснули ребенка».

Поэтому предлагаемые поправки не только не решат существующую проблему отсутствия последовательной государственной политики в развитии ГЧП, но и будут препятствием в развитии тех немногих «настоящих» проектов, которые в данный момент находятся на стадии реализации.

- Также предлагается включить в Закон «О ГЧП» административную ответственность за расторжение договоров частными партнерами. Насколько эта мера необходима?

- В законодательстве Казахстана уже предусмотрена юридическая ответственность, в том числе уголовная, административная и гражданско-правовая, в определенных законами случаях. Специально предусматривать адмответственность для партнеров ГЧП нет необходимости.

- Что означает следующая предлагаемая поправка: «исключение возможности частной инициативы по проектам ГЧП на результаты интеллектуальной творческой деятельности»?

- В рамках действующего законодательства частиный инвестор может вне конкурса получить права заключить ГЧП-контракт, если он обладает какими-то уникальными разработками, технологиями, которые могут быть полезны для проекта. Механизм прямых переговоров с акиматом действительно стал лазейкой для коррупционеров. Однако полностью исключать возможность частной инициативы для таких случаев неразумно. Требуется только внести уточнения в законодательство, для того чтобы ужесточить требования по инициированию прямых переговоров.

Уточните, как долго обсуждаются поправки, которые планируется внести в законодательство по вопросам ГЧП?   

-  Насколько мне известно, около двух месяцев.

Какова вероятность, что обозначенные поправки будут приняты?

-  В данном виде поправки вряд ли будут приняты, так как предложенные поправки слишком одиозны для многих участников рынка и даже самих государственных органов. Повторюсь, с моей точки зрения у нас в стране отсутствует четкая стратегия развития ГЧП. В частности, такая стратегия должна определить – какие проекты ГЧП, когда и на каких условиях должны реализовываться. Имеет смысл сконцентрировать бюджетные средства на самых крупных и важных ГЧП-проектах, в которые вовлечены международные инвесторы. Следует запретить акиматам посредством такой стратегии, а не законодательно, по крайней мере на какое-то время, применять ГЧП с использованием бюджетных средств.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.