О том, какие изменения в законодательстве могут отрицательно повлиять на деятельность букмекерских контор и почему их введение противоречит международной практике, рассказали руководители данных организаций на встрече с журналистами в Алматы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Мы не против текущего законопроекта, более того, 98% нововведений мы поддерживаем. Однако в нем содержатся моменты, которые, на наш взгляд, не представляют никакой социальной значимости, а скорее преследуют чьи-то бизнес-интересы, создавая условия для коррупции и теневой экономики. Поэтому мы за разумный диалог», - прокомментировал поправки в Закон «Об игорном бизнесе» председатель Ассоциации букмекеров Казахстана Айтуар Мадин.
По его утверждению, новый документ содержит 77 поправок, из которых 40 носит концептуальный характер, и только с двумя из них руководители букмекерских организаций принципиально не согласны: это вывод касс букмекерских контор из резервации и создание центра учета ставок (ЦУС).
«Что касается других поправок в законопроект, то некоторые из них мы сами изначально инициировали путем подачи предложений к его разработчикам. Так, например, букмекерское сообщество выступает за введение такого понятия, как самоограничение, когда игроком или его родными подается добровольное заявление в отношении приема ставок на срок от 30 до 365 дней, либо устанавливается максимальный лимит ставок в день, неделю или месяц, при достижении которого все дальнейшие ставки приниматься не должны», - заявил Айтуар Мадин.
Вместе с тем Ассоциация букмекеров Казахстана вышла с предложением о принятии дополнительных альтернатив в игорном бизнесе, в части того, чтобы обязать букмекеров принимать ставки только на спортивные события; установить ограничение на то, чтобы БКиТ не находились на расстоянии менее 100 метров от организаций образования; ввести расширение технических возможностей АПК серверов для учета полной информации и передачи в налоговые органы через компании-фискализаторы; предоставлять бесплатную помощь психологов (через наличие в штате каждого БКиТ не менее 3 психологов с высшим образованием и стажем работы не менее 5 лет); установить запрет на наружную рекламу, а также рекламу по радио; отзывать лицензии у букмекеров за принятие ставок у лиц младше 21 года и у лиц, которые подали заявление на самоограничение.
«Во многих странах мира есть закон о спортивном "бэттинге", то есть отделяют букмекерство от азартных игр. Это действительно разные направления. В нашем бизнесе ставки делаются во время спортивных событий. Мы не казино, не зал игровых автоматов, где игра идет постоянно, мы совершенно другой вид бизнеса», - подчеркнул глава АБК.
В свою очередь против отправки букмекеров в отдаленные игровые зоны высказались и руководители казахстанских спортивных клубов, которые регулярно получают от них спонсорскую поддержку. По озвученным данным, все букмекерские конторы в Казахстане занимаются спонсорством, а их ежегодные отчисления на развитие спорта в общей сложности составляют 1 млрд тенге.
Между тем в случае принятия нововведения о создании ЦУС произойдет игнорирование законодательства о защите персональных данных, уверен руководитель букмекерской организации «Пари Матч» Владимир Кочерга. Кроме того, он констатирует, что в настоящее время отсутствуют анализы регуляторного воздействия, которые требуются Предпринимательским кодексом. По словам букмекера, происходит дублирование государственных функций и нерациональное использование государственного бюджета.
«Таким образом, создается монопольная организация, которая ограничивает конкуренцию и в которую мы должны будем еще что-то платить, то есть это дополнительное налоговое бремя для нас. Мы и так платим достаточное количество налогов. И ко всему этому хочу добавить, что аналогов ЦУС нигде в мировой практике не существует, кроме как в России – ЦУПИС», - отметил он.
Наряду с этим директор букмекерской конторы «ФОН Бет» Александр Пястолов привел несколько доводов, связанных с тем, почему проект ЦУПИС в России не приносит пользы ни государству, ни букмекеру, ни клиенту, а, наоборот, усложняет процесс отслеживания финансовых потоков. «Если сервер ЦУПИС дает сбой, букмекер не может совершать прием и выплату платежей, регистрацию новых клиентов, что тоже влияет и на налоговые отчисления в пользу государства систем», - пояснил он.
Поскольку в Казахстане уже реализована работа онлайн-касс, то сегодня букмекерская контора может самостоятельно выбирать с какой из платежных систем ей удобнее работать. С ЦУПИС в России это сделать невозможно. При введении аналогичной системы в Казахстане мы можем просто отскочить на несколько лет назад, опираясь на негативный российский опыт, считает Александр Пястолов. Помимо прочего, букмекер убежден, что ЦУПИС отягощает бизнес дополнительными комиссиями и увеличивает его общие расходы. «ЦУС не будет иметь никаких инструментов для борьбы с лудоманией, потому что бороться с этой болезной можно только при взаимодействии участников отрасли, государства и общественности, вырабатывая общие инициатива», - добавил он.
В дополнение к изложенному, спикеры отметили такую проблему, как налоговая нагрузка. «С января 2019 года весь игорный бизнес является плательщиком НДС, что противоречит международной практике (члены стран ОСЭР, даже Беларусь и Россия не являются плательщиками НДС в сфере игорного бизнеса) и закону об игорном бизнесе. Так как НДС является косвенным налогом, который добавляется на работу, услугу, либо на реализацию товара, а букмекерские конторы занимаются заключением пари», - объясняет налоговый менеджер «ОЛИМП» Арай Сагынтай.
По ее представлению даже международные эксперты, включая аудиторские компания из числа big4, произведя ряд исследований, признали этот факт. «На официальном сайте Минфина коэффициент налоговой нагрузки за 2014 год составлял 54,9%, а в 2017 году этот показатель стал рассчитываться по всей отрасли игорного бизнеса, куда добавились еще театры, кино, склады и казино и другие объекты, тогда он снизился до 10,8%. Но с 1 июля 2019 года после вновь происшедшей расформировки по отраслям коэффициент налоговой нагрузки сложился в 17,8%. Почему в 2017 году показатель был высоким, а тут резко опустился, хотя факты указывают, что налоги на объекты налогообложения за эти годы увеличились в 2 раза?» - недоумевает налоговый менеджер.
Ввиду этого она полагает, что если такая тенденция в дальнейшем продолжится, то букмекерские конторы вынуждены будут прекратить свою деятельность.