Последние несколько лет в сфере среднего образования происходят значительные изменения, которые порождают множество вопросов не только со стороны населения, но и у профильных специалистов. Наряду с этим до сих пор не определен статус-кво школьного образования, так же как и отсутствует закон о статусе педагога. Чего ожидать от перехода на новую систему критериального оценивания и насколько целесообразно вводить трехъязычие в школах, эти и другие вопросы затронули эксперты на встрече Public Talk, организованной интернет-журналом Vласть, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По мнению директора частной школы TAMOS Education Лидии Шаповаловой, новая система образования нуждается в проведении разъяснительных работ среди родителей и учеников. В то же время она считает, что при внедрении критериального оценивания не были учтены разная инфраструктура и система образования в средних школах.
При этом критериальное оценивание изначально подразумевает подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки, который помогает осуществлять прежде всего обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала.
«Изменения начали широко внедряться в школьное образование начиная с 2016 года, когда стало внедряться новое содержание образования. Что мы подразумеваем под новым содержанием образования? Это в первую очередь изменения концепции, переход от большого объема академических знаний к функциональной грамотности», - говорит Лидия Шаповалова.
На фото: Лидия Шаповалова
Вместе с тем основатель и генеральный директор независимого регионального центра тестирования UStudy Жанат Рахмани предложил провести непрерывное наблюдение за системой в течение 3-4 лет, для того чтобы увидеть результат.
«У нас есть почти 30 млн записей, которые требуют правильной категоризации, целей оценивания и методологии. Мы дали первичные поверхностные данные о сильных и слабых сторонах, которые требуют быстрых решений в школе. Чтобы оценить этот подход, нужны время и большие данные», - утверждает он.
Между тем присутствующая в зале депутат мажилиса Ирина Смирнова подчеркнула, что государство не имеет права на ошибки в образовании, потому что за эксперимент будут отвечать «недоученные» выпускники школ.
Одновременно она затронула проблему введения трехъязычия в школах. «Огромные государственные средства, 5 млрд тенге, потрачены на то, чтобы обучить 11 тыс. преподавателей, из которых работают всего 800 человек, и то они дают только некоторые термины на английском языке, а им платят из бюджета по 35 тыс. тенге в месяц, при этом не находя копейки для многодетных матерей, то есть мы видим перекосы», - недоумевает Ирина Смирнова.
Международный эксперт и директор по академическому развитию школы TAMOS Education Пол Кольер-Вудс также подтвердил, что государственные программы, направленные на обучение преподавателей английскому языку и переход на трехъязычную программу, провалены.
«Я работал над образовательным проектом в университете в Шымкенте для преподавателей. Это был государственный проект, нацеленный на проведение лекций на трех языках. Проблема заключалась в том, что 98% преподавателей не хотели преподавать на другом языке, так как успешно делали это на русском и казахском языках на протяжении 35 лет. Это была абсолютная трата денег. Они не смогли выучить английский язык, не смогли сдать тест IELTS. Деньги должны уходить на обучение будущих преподавателей, а не на попытку изменить уже существующих», - отметил иностранный специалист.
Напомним, в марте текущего года в Акорде прошло совещание президента Касым-Жомарта Токаева с акимами областей и городов республиканского значения, на котором глава государства указал, что вопрос реализации программы трехъязычия в сфере среднего образования является сложным, но очень важным. Однако, по его словам, в первую очередь ученики должны изучать казахский язык, затем русский и только потом английский. На что в министерстве образования заявили, что со следующего года планируется прекратить финансирование программы трехъязычия, а переход к ней теперь будет зависеть от готовности образовательного учреждения и самих учителей.
В заключение встречи Public Talk эксперты пришли к мнению, что переносить образовательную систему одной страны в другую не является правильным решением, поэтому здесь необходимо учитывать культурное влияние на образование. По-прежнему насущным остается вопрос и о закреплении на законодательном уровне статуса педагога.