В основе всех стратегически важных решений в Алматы для комфортного проживания горожан лежат решения ситуационного центра. Именно он снабжает точными и достоверными данными руководителей акимата обо всех важных процессах мегаполиса.
Установленный на рабочих компьютерах управленцев города информационно-аналитический центр позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы Алматы. Big Data сводятся более чем с тысячи информсистем, датчиков и видеокамер. С одной стороны, система помогает городским властям улучшить качество и повысить уровень жизни алматинцев. С другой – способствует появлению объективных инструментов для контроля качества образования, здравоохранения, транспорта и других сфер жизнедеятельности города. Все основные процессы замеряются и настраиваются под потребности жителей.
С помощью получаемых в ситуационном центре данных выявлены 72 наиболее аварийных участка. Они послужили основой для разработки концепции нулевой терпимости к смертности на дорогах Vision Zero. Например, данные с камер автоматизированной информационной системы «Безопасность дорожного движения» позволяют анализировать поток как въезжающего, так и выезжающего транспорта на улицах города. Согласно официальной статистке, в городе зарегистрировано более 500 тыс. автомобилей, при этом ежедневно из пригорода в Алматы въезжают в среднем еще порядка 200 тыс. автомобилей. Эта информация позволяет определить реальную нагрузку на транспортную инфраструктуру города и планировать ее развитие. Стоить отметить, что мастер-план Алматы до 2050 года разрабатывается на основе реальных данных и моделирования тенденций развития города. Определены зоны перспективной застройки.
Не обделены вниманием и пешеходы. Благодаря Ситуационному центру Алматы выявлены основные пешеходопотоки и созданы новые зоны притяжения. То есть проводится анализ пешеходопотоков общественных пространств, которые используется при определении, планировании и строительстве локаций новых зон притяжения алматинцев и гостей города. Как показал пилотный замер пешеходопотоков в Алматы, проведенный совместно с мобильными операторами, по улице Панфилова ежедневно прогуливаются более 109 тыс. человек, а возле «Белки» – до 20 тыс. Планируется, что в будущем эти данные будут публиковаться в открытом доступе. Данная информация может стать важнейшим источником для предпринимателей, которые, ориентируясь на свою целевую аудиторию и локацию, смогут открыть или развивать бизнес. В этом году такие замеры будут проводиться на постоянной основе.
Важным условием комфортного проживания в городе является и состояние дорог – как пешеходных, так и автомобильных. Ситуационный центр включает в себя интерактивную карту строительных и ремонтных работ, которая исключает повторное их разрытие. Именно карта позволила определить 53 участка, на которых было запланировано одновременное проведение работ несколькими подрядчиками, и синхронизировать работу коммунальных служб. То есть благодаря ей они взаимодействуют по согласованному графику, что позволяет избежать разрытия одних и тех же участков дорог. Горожане в свою очередь могу в режиме онлайн узнавать, когда отремонтируют их двор, проведут газ или облагородят сквер. Полезной для алматинцев является и размещенная на карте информация о сроках и контактах подрядчиков. Такой функционал позволяет направить жалобы (нет спецзнаков, временных остановок, пандусов и др.) и предложения напрямую в подрядную организацию.
Потребности города, которые фиксируются в ситуационном центре, не заканчиваются процессами по благоустройству и информацией о состоянии инфраструктуры. Например, строительство школ в Алматы планируется, исходя из потребностей города. Это стало возможным благодаря интеграции ситуационного центра с информсистемами в сфере образования. Проведенный анализ дефицита ученических мест по районам позволяет наиболее точно спланировать строительство новых школ. Например, данные показывают, что сегодня больше всего перегружены школы в Алатауском и Ауэзовском районах. Поэтому до 2022 года в Алматы появятся 8 новых школ, 6 из которых в Алатауском районе, две – в Ауэзовском и Наурызбайском.
Благодаря интеграции данных с CRM-системой Open Almaty в ситуационном центре руководство акимата города может видеть количество, качество и сроки ответов государственных органов на обращения горожан, поступившие через общественную приемную акимата. Контроль этих показателей позволил снизить долю жалоб в общей структуре обращений с 12% до 4%.