Какие современные технологии используют в образовании сегодня
АВТОР
ФОТОГРАФ

университет Нархоз

02.07.2019 • 12:50 1718

Какие современные технологии используют в образовании сегодня

Об этом рассказал ректор Университета Нархоз Эндрю Вахтель

Год назад Нурсултан Назарбаев озвучил пять социальных инициатив, которые необходимо реализовать в стране. Третья инициатива направлена на повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студентов. Ректор Университета Нархоз Эндрю Вахтель рассказал, какие технологии, позволяющие повысить качество образования, появились в арсенале университета, и что в первую очередь требуется для их успешной реализации.

- Эндрю, скажите, каких главных аспектов образовательного процесса коснулись изменения за год вашего перехода на должность ректора Университета Нархоз?

- В первую очередь теперь мы акцентируем внимание на базовой подготовке. Первый год обучения рассматривается как фундамент всего самого важного. Именно в начале пути студент начинает понимать, что такое жизнь в академической среде, учится работать с текстом, искать информацию и выполнять исследования.

Мы полностью изменили ожидания для студентов и ППС, курс стал гораздо более интерактивным и требовательным. В основе лежат разные методики работы с текстом – первоисточником. Учебники уже перестали быть основными источниками знаний. По ряду дисциплин контент обновляется быстрее, чем мы успеваем писать и издавать учебники.

К примеру, погружаясь в работу Платона «Государство», студент на протяжении всего курса самостоятельно будет искать ответы на следующие вопросы: а) зачем мы его читаем; б) какие важные мысли прозвучали в произведении; в) как мы, читатели XXI века, на это реагируем. Определенно некоторые идеи должны вызывать настороженность, что-то отталкивать, а что-то привлекать. Как результат, студенты уже после первого курса умеют читать и анализировать сложные материалы, организовывать свои мысли, искать информацию и творчески относиться к занятиям.

Что касается студентов более старших курсов, то для них мы изобрели программы под названием «майноры», позволяющие дополнять главные предметы и расширять кругозор. Плюс ко всему, внедряются новые программы с возможностью получения двух дипломов и преимущественно на английском языке, возобновляются традиционные дисциплины. Мы добиваемся того, чтобы наши студенты в корне отличались от студентов других вузов.

- Какие академические компетенции являются базовыми для студента, чтобы он освоил свою специальность?

- Главные академические требования обязательны для всех, невзирая на специальность. Они включают в себя знание английского языка, программирование, умение работать с данными и искать информацию, профессиональную этику, умение синтезировать, презентовать, работать одному и в группах, гибкость ума и т. д.

Мы не требуем от студентов проявлять философскую глубину или делать глобальные открытия. Главное, чтобы человек наедине с белым листом его не боялся и получал удовольствие от собственной интеллектуальной деятельности, которая заключается в чтении и письме. В рамках курса попутно с академическими навыками будут развиваться ораторское мастерство и навыки коммуникации. Мы хотим найти подход к каждому студенту и индивидуализировать его ощущения. Специальность это не профессия. Это также коллекция навыков, знаний и умений, из которых любому человеку приходится в современном мире строить профессию.

- На ваш взгляд, какие условия внеучебной деятельности должно предлагать руководство, чтобы студент смог набрать хорошее портфолио по окончании вуза?

- Здесь все зависит от самого студента. Лично я играл в оркестрах и занимался спортом, но мне было интересно это. В моем университете были еще десятки разных клубов и групп, в которых я не участвовал. Мы в свою очередь должны предлагать богатый набор академических программ и давать различные интересные внеучебные программы, чтобы студенты могли выбрать что-нибудь по душе.

Пожалуй, важным даром четырехлетнего рубежа я бы назвал возможность студента не бояться делать ошибки. Нужно выражать собственное мнение и позицию, брать на себя ответственность и на основе собственных «шишек» идти на смелые решения.

- На базе факультета базовой подготовки действует программа «Свободные искусства и науки». Какой еще общепринятый мировой опыт используется в Нархозе и возникают ли сложности при внедрении его в отечественную систему образования?

- Именно на этой программе студенты мысленно переходят от школы в университет. Если в школе самое главное было найти правильный ответ, на этой программе они видят, что часто нет правильного ответа. Студенты учатся читать сложные тексты, анализировать их, выражать свои мысли в письменной и устной форме, работать в группах. Одновременно они начинают понимать, как мыслят философы, художники, историки, политологи и т. д. И хотя такой подход необычный для университета в СНГ, он абсолютно не противоречит цели местных базовых курсов. Самое сложное при внедрении это убедить преподавателей подавать материал по-другому, отойти от зубрения и слушать своих студентов.

612460fd8639d8a3bedb5bc9f2c.jpg

- Смогут ли новые технологии обучения помочь студентам более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению? Скажем, задуматься об экологических, общественных проблемах и т. д.

- Если под новыми технологиями вы имеете в виду тот новый подход, о котором я говорил в предыдущем ответе, тогда да, обязательно. Но это же очень старая технология — это на самом деле технология Сократа. Но в современном мире, где каждый человек должен создать свой путь, наш подход готовить студентов, которые умеют на базе какого-то материала оформить свою позицию и защитить ее, одновременно понимая, что могут быть разные позиции у других людей. Самые серьезные проблемы нашего мира мы сможем решить, наверно, только через диалог между людьми с разными позициями, готовыми слушать и уважать разные мнения.

Юноши и девушки сегодня мало читают, а если читают, то в основном посты в соцсетях, а если излагают мысли, то посредством символов и смайликов. Реальность такова, что интернет буквально вываливает на нас гору информации, с которой неопытный человек может не сразу разобраться: в сети есть все, но это «все» надо уметь сортировать. Критически осмыслить, что поступившие сведения неверны и не предназначены для его интересов, удается не всем. Этот навык вырабатывается тогда, когда вы учитесь смотреть, например, на список источников в той или иной работе: насколько он современен и профессионален.

Нашей программой мы изменили подход к образовательному процессу, и он успел дать свои положительные результаты. Она вводит студентов в современную гуманитарную проблематику через языки различных научных дисциплин, курс включает блок вопросов, связанных с историей и политикой современного Казахстана, а также академической работы, связанной с письмом и чтением сложных текстов на родном и изучаемом языках.

- В мире активно внедряются разработки «Индустрии 4.0», в связи с чем и возникает необходимость постоянно модернизировать образование. Все более популярными становятся тренинги по мехатронике, робототехнике и Big Data. Соприкасаются ли эти знания с будущими экономистами вашего вуза?

- Наш мир меняется ежечасно и ежесекундно, шагать в ногу со временем бывает очень трудно, но мы, понимая это, даем нашим студентам основы всех основ с обязательным преломлением и отражением практического характера. Например, курс «Основы прикладной математики» включает аспекты математической логики и моделирования, статистики, теории вероятностей, финансовой математики, предназначенных для изучения современных методов решения задач практического характера с построением математических моделей и смарт-технологий.

Стоит отметить, что данные превратились в важный актив в современном мире. И мировой тренд цифровизации требует, чтобы в компаниях работали кадры, которые имеют аналитические навыки и знания в области Big Data, при этом сочетая в себе креативность и самоорганизованность. Умение работать с данными в современном мире нужно абсолютно для всех. Мы требуем, чтобы каждый студент Нархоза умел программировать на каком-то элементарном уровне после первого года. И в течение своей программы он будет пользоваться этим знанием. Они, конечно, не станут гениальными программистами, но будут в состоянии использовать данные и, самое главное, они не будут их бояться.

- Есть ли то, что вы оставили от советской системы образования?

- Конечно. Во-первых, советская школа дала дисциплину и прилежность. Во-вторых, в советских школах знали, как преподавать математику и языки. Но, к сожалению, традиционный университетский подход был достаточно слабый. Чтобы объяснить, почему, требовалось бы гораздо больше мест, чем у меня здесь есть. Но если в общем смысле, стоит признать, что советская модель ориентируется на передачу знаний и в меньшей степени на то, как использовать эти знания.

Беседовал Советкали Ернур

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Нурсултан Назарбаев третья инициатива университет Нархоз Эндрю Вахтел

02.07.2019 • 12:50 1718

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Какие современные технологии используют в образовании сегодня
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика