USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.83$
+0.050
BTC
104664.00$
-1323.000

Почему не утихают споры вокруг казахстанских букмекеров?

Доводы каждой из сторон по основным вопросам регулирования рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему не утихают споры вокруг казахстанских букмекеров?- Kapital.kz

В СМИ нередко появляются публикации о многомиллиардных сокрытиях налогов букмекерами, отсутствии информации и непрозрачности рынка.

Главный вопрос: кто на самом деле играет честно, а кто пытается манипулировать общественными мнением и закрутить гайки в сфере игорного бизнеса?

Чтобы каждый читатель мог сам сделать выводы и ответить на этот вопрос, предлагаем разобраться с основными спорными моментами.

Вопрос №1 Создание Центра учета ставок

Сторонники создания Центра учета ставок уверяют, что только так можно навести порядок. Их оппоненты уверены, что Центр – очередное лоббирование чьих-то частных интересов. То есть букмекеров под свое крыло в конечном счете возьмет не государство, а «определенные» частные лица.

Зачем реализовывать идею Министерства культуры и спорта по созданию Центра учета ставок, если это создает лишние расходы для гос.бюджета, когда в регионах присутствует дефицит денег на поддержку социальных программ и осуществления соц.выплат незащищенным слоям народа?

Если же Центр учета будет частным, то почему в январе-марте 2018 года при подготовке законопроекта разработчик предусматривал, что такой Центр будет создан одним частным СРО и квалификационные требования были «по случайному стечению обстоятельств» подготовлены только под данное частное СРО, а следовательно, никто другой бы не смог пройти квалификационный отбор?

Вопрос №2 Прозрачность рынка

Также некоторые эксперты утверждают, что «рынок букмекерских контор в стране недостаточно прозрачен – и более оптимального выхода, чем фиксация ставок в едином доступном для контролирующих органов электронном реестре, в настоящее время просто нет».

Однако сами участники рынка говорят, что оптимальный выход был найден через реформирование аппаратно-программных комплексов (с безболезненным переводом функций центра учета ставок в АПК). Аппаратно-программные комплексы оснащены серверами, закупленными казахстанскими букмекерами с 2016 года и фискализированы (данные уходят на ежедневной основе в налоговые органы). Эффективность работы фискализации неоднократно тестировалась при налоговых проверках, и поэтому голословно со стороны лоббистов Центра учета ставок обвинять Министерство финансов, что фискализация не работает. Министерство финансов занимается вопросами фискализации многие годы и их накопленному опыту могут позавидовать фискальные органы других стран.

Вопрос №3 Создание Единого центра учета ставок

В Казахстане предлагают создать Единый центр учета ставок в котором, по замыслу авторов идеи, будут фиксироваться как электронные, так и наличные платежи. Предложение об этом Министерство культуры и спорта РК вносило в действующее законодательство, регулирующее деятельность игровых заведений и букмекерских контор, но в 2018 году было отклонено. Однако этот вопрос опять стали активно обсуждать.

Одной из главных причин создания Единого центра лоббисты указывают на то, что в настоящее время ни у кого нет информации об объеме теневого игорного рынка. По некоторым данным, в прошлом году казахстанские букмекеры заплатили налоги в объеме 14,4 млрд тенге, при этом эксперты оценивают реальный оборот в 600 млрд тенге или в 1,5 млрд долларов.

Но по официальным данным, которые можно получить с сайта Комитета государственных доходов, в прошлом году букмекеры заплатили налогов на сумму более 16 млрд тенге. У Ассоциации Букмекеров Казахстана есть любые другие статистические данные, в том числе по обороту букмекерских контор. Данная информация не является чем-то секретным и ее невозможно скрыть.

Во-первых, все ставки через наземные кассы, и пополнения на электронную кассу фискализируются и направляются в налоговые органы.

Во-вторых, все платежи через платежные системы (включая электронные кошельки) проходят безналичными переводами через банковские счета платежных систем и букмекеров. Информация по суммам, которые находятся на банковских счетах согласно Закону «О банках и банковской деятельности» относится в банковской тайне. При этом букмекеры - по своему согласию! - неоднократно предоставляли информацию по движению денег по своим счетам в государственные органы. А сами платежные системы находятся под двойным контролем, т.к. их дополнительно регулирует Национальный Банк.

В-третьих, букмекеры сдают налоговые декларации на ежеквартальной и годовой основе, исходя из которых высчитывается валовый доход букмекеров (как разница между принятыми ставками и сделанными выплатами). В случае если валовый доход за квартал превышает 2000 МРП, то на разницу превышения платится налог в размере 20%. Важно отметить, что 20% налог на игорный бизнес намного хуже КПН, поскольку не позволяет принимать в учет иные вычеты (например, зарплаты, аренды офиса, закуп оборудования и т.д.).

Вопрос №4 Полнота налоговых отчислений

Те, кто утверждает, что сейчас в стране нет инструментов контроля игорного бизнеса приводят в пример доначисление налогов. В частности, указывают на то, что в марте прошлого года Генеральная прокуратура Казахстана взыскала 1,8 млрд тенге недоплаченных налогов. Стоит отметить, что тогда был только один спор между ДГД г.Алматы и букмекерами, в рамках которого последние выиграли подряд все судебные инстанции (включая два раза в Верховном Суде), и только после повторного протеста Генеральной прокуратуры, по причине запутанности и сложности дела, Верховный суд пересмотрел свои решения. При этом доначисления налогов возникли только в результате расхождения между букмекерами и налоговыми органами при применении методики доначисления. Следовательно, никаких вопросов и проблем в связи с работой АПК или сокрытием информации по количеству ставок не было, говорят представители букмекерского бизнеса.

В рамках хронометража, который проводился летом 2018 года в г.Алматы не было установлено каких-либо проблем в связи с работой АПК или фактов непрозрачности букмекеров, что подтверждается актами хронометража (налоговые специалисты днем и ночью находились на кассах букмекерских контор и перепроверяли учет ставок, сделанных на кассах, а также интернет-пополнений логинов игроков). Также стоит обратить внимание на то, что существенные налоговые поступления в 2018 году были связаны именно с проведением Чемпионата мира по футболу, а не в связи с хронометражами.

Представитель Ассоциации Букмекеров Казахстана, сообщает: «такие события, как Чемпионат мира по футболу (FIFA World Cup), зимние и летние Олимпийские игры бывают раз в четыре года, но самым кассовым событием безусловно является FIFA World Cup. Поэтому нас не удивляет, что за 2 и 3 квартал 2018 года букмекерами были проведены существенные налоговые отчисления».

Ассоциация Букмекеров Казахстан сама выступает активным участником борьбы с незарегистрированными кассами, а также незаконными подпольными заведениями. Однако наличие Центра учета ставок никаким образом не влияет и никогда не затронет подпольные заведения, так как нет никакого смысла подпольным заведениям регистрировать свои «подпольные» ставки в Центре учета ставок. Если они не соблюдают законы, то зачем им соблюдать законы на половину? В итоге вполне вероятно, что Центр учета ставок будет работать исключительно за счет добросовестных букмекеров, у которых налоговая нагрузка является самой высокой среди всех отраслей бизнеса. Функционирование Центра учета ставок будет ложится в качестве косвенного налога на букмекерский бизнес, предупреждают участники рынка.

Ассоциация Букмекеров Казахстана считает, что мониторинг информации по букмекерскому бизнесу можно осуществлять иными законными способами. Например, через установление отчетности по различным статистическим данным. Букмекерские конторы всегда открыты к любому сотрудничеству, и готовы предоставлять дополнительные формы отчетности (в том числе в онлайн режиме) в органы статистики, КГД МФ, МНЭ РК и МКС (по кол-ву ставок, кол-ву клиентской базы и пр.) и нести ответственность за достоверность и полноту информации, а также совместно с КГД МФ РК и МНЭ РК реформировать наши АПК. Такой подход является цивилизованным и законным, нежели чем создавать дублирующий, затратный и малопонятный Центр учета ставок.

Вопрос № 5 Лудомания

Кто может остановить страдающего лудоманией человека? В рамках рабочей группы Мажилиса Парламента предложено за нарушение норм в части принятия ставок у лиц младше 21 года и у лиц, включенных в реестр самоограниченных, приостанавливать лицензию у букмекеров. Данная санкция является довольно справедливой и достаточной, утверждают букмекеры. Создание Центра учета ставок никак не сможет повлиять на лудомана.

Заслуживает внимания и тот факт, что по данным Министерства здравоохранения, на рабочей группе Мажилиса Парламента по законопроекту об игорном бизнесе было заявлено, что официально в качестве лиц страдающих игровой зависимостью (лудоманией) зарегистрировано 12 человек по Казахстану. Безусловно, даже наличие 1-3 человек лудоманов в стране не должно оставаться без внимания. Мы можем предполагать, что лудоманов может быть намного больше. Примечательно, что Ассоциация Букмекеров Казахстана всегда поддерживала введение реестра лиц самоограниченных от участия в азартных играх и пари. Кроме того, члены этой организации вводят у себя принципы «ответственной игры» (Responsible Gaming), которые являются стандартами, используемыми на Западе.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.