Кластеры – основа туристического потенциала
АВТОР

25.03.2019 • 09:00 2319

Кластеры – основа туристического потенциала

Туризм становится одним из приоритетов развития Казахстана

Туризм становится одним из приоритетов развития Казахстана, поставлена задача через «100 сакральных мест» показать потенциал страны в этом направлении.

Стоит отметить, что туристическая отрасль является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2014 году на туризм приходится 9% мирового ВВП с учетом прямого и косвенного эффектов, 6% мирового экспорта товаров и услуг. В данной сфере занято около 100,9 млн человек, при этом каждое 11-е рабочее место создается в сфере туризма.

Казахстан, имея богатый туристско-рекреационный потенциал, характеризуется недостаточным уровнем развития туризма. Его доля в ВВП, подсчитывались только услуги по проживанию и питанию, составляет около 0,9%.

Согласно Концепции развития туристической отрасли Казахстана до 2023 года, создание современного конкурентоспособного туристского комплекса способно внести значительный вклад в развитие экономики страны за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, а также обеспечения контроля за сохранением и рациональным использованием культурного и природного наследия.

Туризму нужна господдержка

Государственная поддержка туризма является необходимым условием устойчивого развития отрасли. Международный опыт показывает, что активная политика государства, направленная на создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение частных инвесторов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные экономические условия для деятельности субъектов туристской индустрии, позволяют туристской отрасли занять важное место в социально-экономическом развитии страны.

Пока же средняя стоимость стандартного номера в пятизвездочной гостинице в Астане и Алматы ориентировочно на 20% выше средней стоимости стандартного номера в ведущих европейских городах. Безусловно, такое положение дел не может стимулировать приток иностранных туристов в Казахстан.

Сделаны серьезные шаги

Вместе с тем прогресс ощутим. «Впервые в стране стали говорить о туризме. Были серьезные шаги сделаны в плане визовых, миграционных, рекламных продвижений. Это абсолютно однозначные положительные явления, которые подтолкнули бизнес в сторону въездного туризма, и если в данном контексте мы будем продолжать работать и в предлагаемой новой государственной программе развития туризма, которую, надеюсь, в этом году примут, то мы получим еще больший результат в этом контексте», – отметила президент Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова.

Стоит отметить, что по-прежнему главным магнитом для иностранных туристов в Казахстане остается Алматы. Количество туристов за 2018 год увеличилось на 11% по сравнению с 2017-м. Общее количество посетителей в местах размещения выросло на 12,7% и составило 503 905 человек, во 2 квартале 2017 года общее количество посетителей составило 447 004 человека.

Наибольший поток туристов пришелся на Россию, Китай и Узбекистан.

Кластер как основа

Предполагается, что для диверсификации экономики и повышения благосостояния и качества жизни населения республики индустрия туризма должна развиваться в определенных кластерах с конкурентоспособным туристским бизнесом, основу которого составляют квалифицированные работники, предлагающие привлекательные туристские продукты как для внутреннего, так и для иностранного туриста. Развитие в данном направлении должно способствовать мощному и стабильному росту доходов от туристской деятельности для всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и работников.

Туристические кластеры должны стать основой развития туризма в Казахстане. Туристский кластер – это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами.

Планируется создание шести кластеров с центрами в Астане, Алматы, Туркестане, Актау, Усть-Каменогорске и в Щучинско-Боровской курортной зоне.

Астана – сердце Евразии

Итак, первый кластер «Астана – сердце Евразии». Астана является политическим, административным, деловым и культурным центром страны. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере, это MICE-туризм и кратковременный отдых. Ключевые элементы туристского интереса в данном кластере: объекты международной специализированной выставки «Астана ЭКСПО-2017»; монумент Астана-Байтерек ;государственный театр оперы и балета «Астана Опера»; торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр»; этно-мемориальный комплекс «Карта Казахстана «Атамекен» мечеть Хазрет Султан; площадь Независимости; национальный музей Республики Казахстан; парк «Влюбленных»; триумфальная арка «Мәңгілік Ел».

Алматы – центр культуры

Второй кластер «Алматы – свободная культурная зона Казахстана» – это кластер, включающий город Алматы и часть Алматинской области, в которой определены следующие ключевые места туристского интереса: археологические петроглифы Тамгалы (объект ЮНЕСКО); государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель», включенный в предварительный список ЮНЕСКО; Чарынский каньон на территории Чарынского государственного национального природного парка; озеро Балхаш, озеро Алаколь, водохранилище Капшагай; международный туристский центр «Акбулак»; горнолыжные зоны вблизи города Алматы с Иле-Алатауским государственным национальным природным парком, включенным в предварительный список ЮНЕСКО; «Жонгар-Алатауский» государственный национальный природный парк; пик Хан Тенгри – высочайшая вершина Казахстана и другие.

В будущем кластер может расширяться и включать другие части Алматинской области, а также предоставлять новые места туристского интереса – горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, Иссыкские курганы и др.

Кроме того, предполагается, что Алматы станет центром международного делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер «развлечения в городе и горах». К основным туристским продуктам, которые будет представлять данный кластер, относятся MICE-туризм, культурный и экологический туризм, приключенческий, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых, а также формирование программы концертных мероприятий при участии event-management-агентств.

Представить красоты Алтая

Третий кластер – «Жемчужина Алтая»включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера, в котором определены восемь ключевых мест туристского интереса: Берелские курганы; водохранилище Бухтарма; река Ертис – озеро Зайсан; Катон-Карагайский государственный национальный природный парк; Киин-Кериш; город Риддер – Западно-Алтайский государственный заповедник; озеро Алаколь, город Семей и Абайский район.

Возрождение Шелкового пути

Четвертый кластер «Возрождение Великого Шелкового пути» – включает центральные и восточные части Кызылординской области, южно-восточную и северо-западную части Южно-Казахстанской области и юго-западную часть Жамбылской области.

Здесь интерес представляют город Туркестан; мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (объект ЮНЕСКО); археологические объекты средневекового городища Отрар и отрарского оазиса, включенные в предварительный список ЮНЕСКО; археологический комплекс Сауран; Каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией; петроглифы Арпа-Узень, включенные в предварительный список ЮНЕСКО; Сайрам-Угамский государственный национальный природный парк; Аксу-Джабаглинский государственный природный заповедник; комплекс Байконур; горный курорт Каскасу; города Кызылорда, Сарыагаш, Шардара, Тараз.

Кластер «Возрождение Великого Шелкового пути» будет позиционироваться как «сердце Великого Шелкового пути». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся духовный, историко-культурный туризм и турне, мистический, приключенческий, развлекательный, санаторно-курортный и СПА-туризм.

В рамках реализации международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» будет создана современная туристская инфраструктура для размещения, отдыха и получения необходимых сервисных услуг туристами с привязкой к уникальным объектам туризма регионов и соответствующими условиями на западных и восточных «пограничных воротах» республики.

Открыть каспийские ворота

Пятый кластер – «Каспийские ворота» – включает в себя всю Мангистаускую область и часть Западно-Казахстанской и Атырауской областей. Город Актау будет являться центром кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса: подземные мечети Бекет-Ата, Шопан-Ата и Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура; гора Шеркала; Каракия»-Каракольский государственный природный заказник; комплекс памятников Бокеевская Орда; городище Сарайшык; курортная зона Кендерли. К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся пляжный, исторический, мистический, промышленный, культурный туризм и турне.

Вспомнить кочевую культуру

Шестой кластер – «Единство природы и кочевой культуры» – включает Акмолинскую и Карагандинскую области, юго-западную часть Северо-Казахстанской и западную часть Павлодарской областей. Щучинско-Боровская курортная зона будет являться центром кластера, здесь расположены следующие ключевые места туристского интереса: государственный национальный природный парк «Кокшетау»; национальный природный парк «Бурабай»; национальный природный парк «Буйратау»; город Караганда; Каркаралинский государственный национальный природный парк; Баянаульский государственный национальный природный парк; Улытауский государственный природный заказник, национальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Улытау»; Имантау-Шалкарская курортная зона, в том числе памятники ботайской культуры эпохи энеолита; Зерендинская зона отдыха; Северное Прибалхашье; Кызыларайский государственный природный заказник.

Кластер станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере, это культурный туризм и турне, развлекательный, приключенческий, отдых в горах и на озерах, санаторно-курортный и СПА-туризм, а также кратковременный и активный отдых.

Таким образом, кластерный подход должен стать основным приоритетом развития туристической отрасли Казахстана и в корне изменить подходы к этому приоритетному направлению развития экономики.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

туризм в Казахстане развитие туризма кластеры

25.03.2019 • 09:00 2319

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Кластеры – основа туристического потенциала
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика