USD 435.54₸ ↓ -1.660
EUR 473.08₸ ↓ -2.240
RUB 5.76₸ ↓ -0.030
BRENT 33.71$ ↑ +0.030
BTC 7350.80$ ↑ +0.026
ETH 172.89$ ↑ +0.051
LTC 46.57$ ↑ +0.048
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяГосударствоАдвокатам удалось отстоять свои права

Адвокатам удалось отстоять свои права

​Адвокаты Казахстана стали участниками самой масштабной и неоднозначной реформы

Адвокаты Казахстана стали участниками самой масштабной и неоднозначной реформы законодательства об адвокатуре и юридической помощи в истории страны.

Проекты Законов «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» были внесены правительством в мажилис 2 ноября 2017 года. С этого момента было проведено 50 заседаний рабочей группы, в работе которой участвовали представители Республиканской коллегии адвокатов, а также адвокаты территориальных коллегий.

Реформа адвокатуры, изначально предложенная разработчиками, ожиданиям юридического сообщества не соответствовала. Не оспаривая наличия определенных проблем и необходимости реформы в целом, юристы считали неверным выбор ключевых направлений реформы. О том, с чем же адвокатское сообщество и представители парламента подошли к финальной точке — обсуждению законопроекта в сенате, — «Капитал.kz» рассказал глава Республиканской коллегии адвокатов (РКА) Ануар Тугел.

— Ануар Курманбаевич, что вам удалось в ходе непростого, скажем откровенно, противостояния с разработчиками законопроекта, какие плюсы и минусы нового закона вы видите?

— 5 июня 2018 года на пленарном заседании мажилиса парламента проект законопроекта был одобрен в целом во втором чтении. Депутатами мажилиса законопроект переработан на 80%. Большинство норм было изложено в редакции, облегчающей их понимание и применение. Необходимо отметить, что адвокатскому сообществу есть за что поблагодарить депутатов мажилиса. Это было, без сомнения, открытое и очень детальное обсуждение, которое позволило сгладить многие спорные моменты проекта. Все наши предложения были выслушаны и обсуждены без ограничения по времени. Все предложенные нами международные эксперты были приглашены на заседание рабочей группы и заслушаны.

В ходе работы над проектом были полностью учтены наши пожелания касательно развития статуса адвокатской конторы, повышения квалификации адвокатов, комплексной социальной юридической помощи (pro bono). Ряд поправок, внесенных депутатами, затронул принципиальные разногласия, озвученные адвокатским сообществом. Так, была принята поправка, исключающая возможность создания государственной адвокатуры. Также исключены из состава дисциплинарных комиссий представители министерства юстиции. Исключен контроль государства за деятельностью адвокатуры, проведения проверок Республиканской коллегии адвокатов.

Изменена недемократичная процедура назначения председателя Республиканской коллегии адвокатов из числа и по решению председателей коллегий на выборы конференцией. Расширен перечень гарантий адвокатской деятельности. Взамен отмененного ордера введена форма документа, подтверждающего полномочия адвоката на участие в деле — письменного уведомления о защите или представительстве, что обеспечивает беспрепятственное вступление в дело и исключает процедуру допуска. Кроме того, исключена норма о рекомендательной тарифной сетке оплаты юридической помощи. Однако, к сожалению, неурегулированными остались следующие принципиальные разногласия, поправки по которым вносились депутатами, но не были приняты. Это, во-первых, необходимость согласования с уполномоченным органом внутренних актов адвокатуры. Во-вторых, это ограничения по возможности переизбрания на новый срок членов органов управления адвокатуры. В-третьих, по-прежнему у нас вызывает возражения идея создания «параллельной» адвокатуры в форме палат юридических консультантов.

— Известно, что первоначально предложенный вариант вызвал реакцию не только в Казахстане, но и за его пределами. Дело дошло даже до ООН. В чем была причина такого международного интереса?

— Это действительно так, ранняя версия законопроекта стала причиной обсуждения в ООН, но не только там. На прошедшей в Анкаре Генеральной ассамблее TÜRK-AV — Ассоциации адвокатских организаций тюркоязычных и родственных стран — отдельным вопросом в обсуждении была затронута тема нашего законопроекта. Он также обсуждался членами правления ассоциации, куда входят в качестве учредителей и наблюдателей представители адвокатских сообществ 17 стран: Турции, Азербайджана, Албании, России, Молдовы, Кыргызстана, Монголии, Боснии и других.

Республиканской коллегией адвокатов в рамках рабочей группы были организованы выступления представителей ООН и ОБСЕ, которые ознакомили депутатов с заключениями экспертов данных организаций. Депутаты, выслушав мнение представителей ведущих международных организаций, согласились с большинством их доводов, таким образом, состоялся конструктивный обмен мнениями между казахстанскими парламентариями и международными экспертами в юридической области. Представителями РКА были доведены до депутатов основные принципиальные позиции адвокатского сообщества.

В частности, тогда отмечалось, что установление проектом закона государственного контроля и надзора за адвокатурой, возможности проверок со стороны государства, а также необходимости согласования всех ключевых внутренних документов с министерством юстиции — это нарушение принципов независимости и самоуправления адвокатуры, установленных международными стандартами.

В результате обращений адвокатского сообщества были получены заключения международных организаций и экспертов, которые в различной мере подвергли внесенный законопроект критике и в то же время разделяли выраженную адвокатским сообществом обеспокоенность по основным принципиальным разногласиям, противоречащим международным стандартам деятельности адвокатуры.

— Основным вопросом, влекущим необходимость реформы, по мнению ее авторов, является дефицит адвокатов в Казахстане, вызванный наличием вступительных взносов в коллегии адвокатов.

— Мы с таким мнением не согласны, хотя совершенно не возражаем против того, чтобы ряды адвокатов пополнялись. В настоящий момент количество адвокатов соответствует текущим потребностям. Отмена вступительных взносов не решает проблему с доступом к профессии. В свою очередь мы предложили сделать вступительные взносы добровольными в зависимости от формы деятельности адвоката. Если адвокат желает использовать имеющуюся материальную базу, он мог бы добровольно заплатить такой взнос. В противном случае коллегии могут столкнуться с проблемами обеспечения адвокатов условиями для работы в юридических консультациях.

В конечном итоге мажилисменами была одобрена формулировка, суть которой сводится к запрету вступительных взносов с возможностью привлечения целевых взносов.

Если говорить о численности адвокатов в Казахстане по сравнению с численностью населения, то она более низкая, чем, например, в европейских странах. Раньше приводилась такая цифра, что в стране один адвокат приходится на четыре тысячи человек. Однако статистика совершенно не учитывает числа юридических консультантов, которые в настоящее время занимают большую долю рынка при оказании услуг по гражданским делам и юридическому консалтингу. Получается, что статистика не отражает реальной картины. Не зарегистрировано ни одного случая, когда гражданину требовался адвокат и он не был бы ему предоставлен по причине дефицита адвокатов.

— Что теперь поменяется, отразятся ли изменения на услугах адвоката, их стоимости?

— Несмотря на то, что не все наши предложения были приняты, у нас остается положительное впечатление о проделанной работе. Адвокатура проявила себя институтом, способным формулировать и выдвигать свою позицию. А депутаты проявили желание и способность вести с адвокатурой прямой и открытый диалог. Думаю, это пойдет на пользу всем участникам процесса. Говорить о том, как и что изменится в работе адвоката, пока преждевременно. Работа над принципиальными разногласиями по законопроекту будет продолжена Республиканской коллегией адвокатов в ходе его рассмотрения в сенате парламента. Стоит отметить, что Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года подчеркивает ведущую роль адвокатуры как ядра системы оказания гражданам юридической помощи.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: