Кому нужен искусственный интеллект в Казахстане?
Широкому использованию ИИ в стране мешает неправильная статистика
Совершенно неправильно изучать тему искусственного интеллекта и перспектив его применения и развития в Казахстане через призму развития науки в стране. Надо договориться, что под ИИ, или нейронными сетями мы понимаем автоматизированную обработку данных.
Сейчас судьба ИИ во власти бизнеса, а также зрелости социальных отношений и ответственности власти. Бизнес готов, но высказывает претензии к госаппарату: дайте нам объективные данные, а не выкладки комитета статистики!
Что такое данные? Возьмем, к примеру, сельское хозяйство. Для этого сектора важны данные о текущих и ожидаемых ценах на урожай, состоянии дел на рынке топлива, об уровне зарплат, наличии кадров, обеспечении запчастями, заявленных планах конкурентов, прогноз погоды… Да миллион разных данных, чем больше – тем лучше.
Если бы Минсельхоз вместо приказов начал бы выпускать подобный регулярный бюллетень, сразу возникли бы компании по переработке полученных данных. Предприятиям стали бы доступны высокоточные прогнозы для разных секторов сельского хозяйства.
Критически важно, чтобы данные были достоверными, а не подогнанными под некую идеологическую картинку. Вот и все, что отделяет нас от будущего.
«Капитал.kz» опросил экспертов рынка, где в первую очередь был бы реализован потенциал нейронных сетей в нашей стране.
Новые профессии искусственного интеллекта
Эксперты аналитического центра IFTF недавно объявили о начале новой эры сотрудничества человека и машины. Взаимодействие будет активно углубляться до 2030 года и приведет к радикальным изменениям.
Главные роли в этом процессе играют искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальности, интернет вещей и облачные вычисления. Уже сейчас эти технологии становятся частью жизни, но вскоре станут продолжением нас самих, считает Нурлан Садыков, глава представительства Dell EMC в Казахстане и Центральной Азии. «В течение ближайших лет роль искусственного интеллекта во всем мире и в Казахстане выйдет за рамки обработки данных. Бизнес будет использовать ИИ для решения «мыслительных задач» по работе с данными. Это освободит людей от рутинных процессов подготовки и вычленения важных данных, планирования сценариев и тестирования нововведений, – говорит Нурлан Садыков. – Благодаря этому предприниматели смогут лучше понимать нужды потребителей или даже предугадывать их, предлагая более высокое качество услуг. Уровень клиентского обслуживания будет напрямую зависеть от эффективности взаимодействия человека и машины».
Технические приложения помогают оптимизировать системы продаж и даже разрабатывать дизайн продукта. Общение с роботами стало привычным при обращении в колл-центры банков и сотовых операторов. Сферы нефти и газа, медиа и развлечений, строительства и инженерии, здравоохранения и образования претерпевают серьезные изменения уже сейчас. Скоро накопленный опыт позволит ИИ выйти за рамки шаблонных задач и станет полноценным игроком команды.
Насколько это будущее близко и какова цена? «Согласно ABI Research, двигателем развития мировых рынков послужат приложения с этими технологиями: 11% рынка составят медиа/развлечения/игры, 35% – коммерция, 18% – здравоохранение и 10% – образование. Я считаю, что эти данные применимы и для Казахстана, – говорит Нурлан Садыков. – Некоторые теоретики утверждают, что ИИ заменит людей на рабочих местах. Но при этом он же создаст новые рабочие места. Например, уже появилась профессия тренера и отладчика искусственного интеллекта. Такие люди задают параметры, определяющие классификацию положительных и отрицательных бизнес-результатов, занимаются прописыванием алгоритмов, определяющих правила вовлечения в процесс, составляющих «вознаграждений» и так далее. Внедрение такой технологии позволит машине рекомендовать лучшие сценарии коммерческого развития и делать это молниеносно».
Наладчики ИИ есть и в Казахстане
Идея о возможности развития искусственного интеллекта, или нейросетей, возникла 60 лет назад, но широко реализована только сейчас. Одна из особенностей ИИ – необходимость тренировок. Искусственный интеллект отличается от человеческого параметрами поиска решения задач.
Например, человек, решая уравнение, строит обратные зависимости на основе известных данных. Сталкиваясь с такой же задачей, ИИ последовательно использует разные данные, ставя их на место неизвестного, зато однажды полученный результат надежно фиксируется и доступен мгновенно.
Таким образом, для развития ИИ критически важно его «тренировать», загружая решением все усложняющихся задач. Такой работой в Казахстане занимается Кенес Шангереев, CEO компании TVX games. «Мне сложно судить о перспективах искусственного интеллекта в Казахстане, я переориентировался на международный рынок, для которого развиваю платформу, которая позволяет очень дешево нейронные сетки обучать. ИИ в будущем может быть использован во многих сферах, от беспилотников до медицины, – рассказывает Кенес Шангереев. – Уже сейчас компьютер может поставить точный диагноз, поскольку он точно распознает состав крови, анализы, определяет на снимке различные аномалии. А самое главное – компьютеру доступны опыт и знания, собранные всем человечеством. Если он может поставить диагноз, то может назначить и лечение, причем очень тонко, зная генетические особенности человека, историю его болезни и так далее. Остается последний момент – операции: есть роботы, которые берут кровь для анализа, устанавливают стоматологические импланты. В это трудно поверить, но профессия врача уходит в историю. Но это будет, конечно, не в Казахстане».
Компания Кенеса Шангереева создала платформу для обучения ИИ. «Она доступнее, чем серверы Amazon, но клиентов из Казахстана я найти не могу, хотя нейросети полезны даже для ретейловых сетей. Сейчас мерчандайзеры экспериментируют вслепую, переставляя группы товаров, и ждут результата. Никто не знает точно, что происходит внутри супермаркета, пока человек не рассчитается на кассе. Только компьютер может проанализировать поведение клиентов и гарантированно увеличить продажи».
Как ИИ создал аншлаг в казахстанских театрах
Любопытный пример самообучения системы искусственного интеллекта привел Константин Горожанкин, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции. Система продаж билетов ticketon.kz смогла обеспечить аншлаги в театрах, заинтересовав их постановками… зрителей спортивных состязаний. «Тикетон» продает билеты в кино, театр, спорт и так далее, поэтому база продаж делится на спортсменов, киноманов, театралов. И как мы знаем, в театрах всегда недобор зрителей. И были сделаны простые вещи: систему научили показывать сообщения о театральных событиях тем людям, которые обычно покупают билеты на спорт. Система стала самообучаться, показывая этой аудитории все более релевантные объявления. И прошлый год для театров был успешным, были аншлаги. Очень незаметно для рынка аудитория спортсменов преобразовалась в театралов, – рассказывает Константин Горожанкин. – Я не могу раскрывать все секреты, но работы ведутся дальше. Большие данные и искусственный интеллект сейчас используют компании электронной торговли, банки, медицинские компании. Хотя о сильных стартапах в области медицины в Казахстане я не слышал, но уверен, что здесь их ждет большое будущее».
ИИ освоил казахстанскую документацию за полчаса
В Казахстане искусственный интеллект
займет место гораздо раньше, чем полагают оптимисты, уверена Елена Седых,
основатель проекта Dogovor24.kz.
Сейчас разработок мало и они не предлагаются широко, системы набирают данные и
работают в тестовых режимах. Но как только начнется коммерческая эксплуатация и
продвижение, –
никто не откажется их использовать. Это намного эффективней и дешевле
существующих методов. «Наша компания «Договор24» недавно тестировала один из
таких алгоритмов для определения типа юридического контента. Это американская
разработка, она в свободном доступе. На подключение ушло не более часа, после
чего еще через полчаса программа показала первые результаты, научилась отличать
статьи от документов и искать ответы на вопросы, – рассказывает Елена Седых. –
Не думаю, что собственные казахстанские разработки получат широкое развитие, в
связи с малым количеством данных у наших компаний. Это главное условие
эффективного ИИ. У нас нет «Гугла» или «Амазона» и вообще технических гигантов,
которые бы обладали большими данными».
Финтех вместо банков, банки как часть системы безопасности
Пока влияние ИИ на жизнь малозаметно, однако изменения растут по экспоненте. В течение 5 лет мир станет неузнаваем, уверен Данияр Азимхан, инвестор, директор KazGBC. В первую очередь изменится финансовая система: банки через систему ИИ будут контролировать вопросы нацбезопасности, финансирования терроризма, незаконной легализации денег. Каналы кредитования перейдут финтеху, банки будут получать часть их прибыли. «Весь мир находится в тренде физического сокращения представительства банковских офисов, чьи задачи сейчас можно решить через смартфон. Банки с помощью систем искусственного интеллекта будут отслеживать каждого человека по разным параметрам: где путешествует, что слушает, с кем общается, сколько зарабатывает и тратит, – говорит Данияр Азимхан. – Искусственный интеллект, обученный и подключенный к большим базам данных, сам будет находить клиентов и предлагать им услуги и товары, которые ему необходимы, на условиях, которые ему доступны».
Поможет найти налоговых нарушителей
В первую очередь изменения коснутся банков и сотовых операторов, соглашается Константин Пак, директор по развитию сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана. «Для искусственного интеллекта нужны большие массивы данных, какие сейчас доступны банкам и сотовым операторам. Также во всем мире ИИ работает в медицине. У нас такой проект возможен только на государственном уровне, – говорит Константин Пак. – Мы не можем использовать данные, накопленные в других странах, существует специфика регионов. Австралия, сопоставимая с нами по территории и количеству населения, собирает такие данные уже 50 лет. Это необходимо делать и нам. Сбор данных может быть процедурой дорогой, но это неважно, если процедура станет задачей Минздрава. Данные – основа всего, их анализ – процедура недорогая».
Вторым по важности сегментом, требующим использования ИИ, Константин Пак считает финансовую систему. «Статистический аппарат, который у нас есть, мягко говоря, неадекватен. Масса цифр собирается по методикам, на основании которых невозможно принимать решения и нельзя на их основе строить модели, – говорит Константин Пак. – У нас до сих пор есть практика налоговых проверок: чтобы найти нарушение, надо выехать в компанию и вручную проверять отчетность. Искусственный интеллект позволит строить модели, которые будут показывать компании, чья отчетность выбивается из общей картины».
Как ИИ поможет строительному рынку
Планы внедрения искусственного интеллекта поддерживают и компании строительного сектора. Уалихан Нысанов, CEO AIDA Service, компании, объединяющей на блокчейн-платформе участников рынка строительных материалов, уверен, что будет использовать ИИ по мере накопления статистических данных. «Сейчас мы формируем базу данных о логистах, заводах, складах, заказчиках. По мере ее наполнения мы сможем предвидеть желания клиентов, вовремя предлагать им услуги и товар того ценового и качественного сегмента, с которым он привык работать. Также полезен анализ логистических цепочек, по мере накопления информации мы сможем прогнозировать маршруты с учетом минимальной потери времени на таможне или простоя в пробках, – говорит Уалихан Нысанов. – Сейчас мы формируем bigdata, параллельно идет разработка программы и ее обучение. Иногда лучше довериться машине, она может дать рекомендации с большей вероятностью достоверности.
Почта учится распознавать клиентов в лицо
Искусственный интеллект важен везде, где можно автоматизировать отношения двух человек, считает Владимир Туреханов, президент казахстанской Ассоциации автоматизации и робототехники. «В Казахстане есть элементы системы распознавания голоса и принятия решений в зависимости от того, что человек сказал. Если позвонить в колл-центр госорганов, вас уже не просят нажать поэтапно кнопки на телефоне, а просят сказать. Это общемировая практика, впервые я столкнулся с этим 4 года назад в США. В России пошли дальше, там робот сам обзванивает людей и с ними общается. В этом направлении работает «Казпочта», – говорит Владимир Туреханов.
В пресс-службе «Казпочты», куда «Капитал.kz» обратился за комментарием, сообщили, что автоматизация общения с клиентами и повышение уровня их удовлетворенности – одна из главных задач. «Через наши офлайн-отделения проходят примерно 100 тыс. клиентов в день, а количество визитов на нашем онлайн-портале Post.kz составляет около 63 675 в день. Понимая, что это огромные объемы и их нужно анализировать, в Kazpost активно проводятся мероприятия по развитию и применению технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности планирования оказания услуг и качественного взаимодействия с клиентом, – сообщается в полученном редакцией комментарии. – На сегодня мы внедряем проект «Интегрированная система планирования», в рамках которого на первом этапе успешно применяются различные методы анализа больших данных (алгоритм XGBoots и нейронные сети) и разрабатываются алгоритмы оптимизации и прогнозирования для эффективного планирования и качественного обслуживания населения в будущем. С учетом этого, планы по объемам услуг населению на 2017-2022 годы намечены уже с применением данных технологий. Причем для этого использовалась как внутренняя, историческая информация компании, так и внешние источники, такие как Bloomberg, Kase, stat.gov.kz и др».
«Одним из важных направлений применения технологий искусственного интеллекта является TelegrambotKazpost. Мы разработали виртуальную помощницу в Telegram с использованием алгоритма Supervisedlearning машинного обучения, который позволяет виртуальной помощнице самостоятельно обучаться в процессе постоянного использования. Помимо снижения нагрузки на колл-центр, у клиента отпадает необходимость пользоваться клавиатурой, он может отправлять голосовые запросы. Реализованы платежи (пополнение мобильной связи, карт «Онай», осуществление переводов card2card и card2cash), появилась возможность добавления любых банковских карт в профиль post.kz. Добавлен функционал «Обращения в Казпочту». На сегодняшний день на Telegram-бот подписано более 110 000 пользователей, и с каждым днем эта цифра растет. На 2018-2019 годы планируется расширить данное направление путем внедрения подхода класса систем NBO (nextbestoffer). Суть данного подхода в том, чтобы компьютер, на основе анализа больших данных и применения алгоритмов искусственного интеллекта, вырабатывал конкретные рекомендации для увеличения доходов, снижения расходов или оптимизации процессов внутри компании».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.