Бизнес учится самоконтролю
АВТОР

26.02.2018 • 08:15 1510

Бизнес учится самоконтролю

Какие бонусы получат предприниматели и госорганы

Столичные таксопарки объединились в саморегулируемую организацию (СРО) «Астана Такси», чтобы самостоятельно решать проблемы отрасли. На очереди — автобусные парки Алматы.

Спустя два года после принятия Закона «О саморегулировании» предприниматели Казахстана стали объединяться в СРО — саморегулируемые организации, которым власть делегирует часть контрольных функций. Подобные примеры наблюдаются в службе такси и сфере обслуживания лифтов. Детали процесса для «Капитал.kz» раскрыл Ильяс Касенбаев, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Алматы.

Власть и бизнес делят власть

Коррупционные скандалы и судебные процессы против вчера еще влиятельных личностей оказали отрезвляющее влияние на чиновников разного уровня. «Чиновники сегодня очень боятся даже подозрений в коррупции, поэтому в отношениях с бизнесом стараются принимать взвешенные решения, — говорит Ильяс Касенбаев. — Мягкие решения заставляют прокуратуру подозревать вероятность коррупционного сговора. А слишком жесткие решения позволяют бизнесу обвинять чиновников в давлении с целью получения взятки».

Приспосабливаясь под новую реальность, власть не просто дистанцируется от контактов с предпринимателями. Напротив, она передает им часть своих полномочий — в разумном на текущий момент объеме. «Я с госорганами часто встречаюсь. СЭС, ЧС говорят: нам запретили проверять предприятия, а жалобы в их адрес к нам поступают, это ведь остается нашей работой, — отмечает Ильяс Касенбаев. — И тогда мы им говорим: а давайте упраздним государственный контроль, пусть бизнес объединяется в саморегулируемые организации и сам управляет этими рисками. И этот институт мы начали развивать».

СРО должна контролировать рынок

Саморегулирование бизнеса — привычная практика для предпринимателей Европы или США. Считается, что первые объединения ремесленников сформировались в V в. до н.э. в Риме. Средневековые европейские гильдии купцов и цеха ремесленников заложили основы современного корпоративного права.

В Соединенных Штатах первые саморегулируемые организации появились XVIII веке. Началом можно считать Нью-Йоркскую фондовую биржу, которая устанавливала систему норм и правил торговли ценными бумагами. 17 мая 1792 года 24 брокера заключили соглашение о фиксированном размере комиссионных и взаимном предоставлении льгот. Адвокатура, рынок СМИ и рекламы, туристические компании и медицина — все в Америке в первую очередь регламентируется внутренними правилами.

Как могут работать саморегулируемые организации в Казахстане? «Термин „СРО“ в нашей стране пока малоизвестен. Саморегулируемая организация должна объединить вокруг себя не менее 90 процентов компаний отрасли, — говорит Ильяс Касенбаев. — Например, как решить проблему обслуживания лифтов? Совсем недавно была упразднена система лицензирования этой деятельности. У КСК есть договоры на обслуживание, но по факту лифты не работают и часто ломаются. Менять правила и ужесточать требования никто не вправе. И вот в этот момент появилась саморегулируемая организация, вокруг которой объединились 95% этого бизнеса. Они сами создали нормативы, которые позволят очистить рынок от некомпетентных людей и устаревших инструментов и стандартов».

Функции передаются компаниям

Каков порядок формирования СРО? Для начала любой госорган обязан разместить на своем сайте перечень управленческих функций, с которыми он готов расстаться, передав в управление саморегулируемым организациям. Компании, представляющие заинтересованный сегмент рынка, должны зарегистрировать СРО и сигнализировать о готовности самостоятельно исполнять принятые на себя обязательства.

Что это дает рынку? Самое главное — адекватность сертификационных требований рынку, в котором существуют компании. Очевидно, что чиновники зачастую сильно преувеличивают свою роль в управлении реальностью. Можно, положим, мечтать о бесплатном Wi-Fi и кондиционере в каждом маршрутном автобусе. Но как это отразится на рентабельности перевозчика? Не стоят ли в данный момент перед ним куда более приземленные, но важные с точки зрения выживания бизнеса задачи?

То же самое с рынком такси. Всем хочется ездить как можно дешевле с максимальным комфортом. Реальность же такова, что общественно приемлемые тарифы и высокая степень давления «серых» перевозчиков делают выгодным использование самых недорогих в обслуживании машин. Как сделать уровень услуг более высоким?

Хороший пример взаимодействия в решении этой задачи продемонстрировали акимат Астаны и СРО «Астана Такси». Все участники этого объединения получили право передвигаться по выделенной полосе общественного транспорта. «Это само по себе значительное конкурентное преимущество, — подчеркивает Ильяс Касенбаев. — Но более того: чтобы снизить транспортные издержки на содержание своего автопарка, акимат Астаны передал госзаказ на перевозку своих служащих в таксопарки. За счет этого заказа таксопарки будут развиваться сами и расширять качественно услуги. За нарушения — лишение лицензии. Разве это не стимул? Вы видите разницу: в столице отказались от идеи борьбы с „серыми“ извозчиками, вместо этого создав преимущества для тех, кто работает официально».

На очереди — саморегулируемые автопарки

На очереди — формирование саморегулируемой организации подобного типа для автобусных парков Алматы. «Мы говорили об этом в управлении пассажирского транспорта города. Реакция такая: если есть желающие взять на себя ответственность — без проблем, — рассказывает Ильяс Касенбаев. — Городской общественный транспорт генерирует множество проблем. В этом году число перевозчиков сократится с 17 до 15. Пусть они объединяются и сами регулируют свою работу в каких-то аспектах. Например, пересмотрят и оптимизируют городские маршруты, чтобы сделать их более рентабельными и удобными. Важно, что при этом они возьмут на себя часть функций, которые сейчас исполняет государство».

Какие бонусы несет СРО участникам процесса? Государство избавляется от ненужных контрольных функций и экономит бюджет для более важных дел. Компании могут сконцентрировать усилия не на исполнении многочисленных чиновничьих циркуляров, а на создании благоприятных условий для клиентов. Ну и клиенты получают качественное обслуживание за свои деньги. «Бизнес сам должен быть заинтересован в сохранении уровня качества. Не штрафы и наказания должны сдерживать, а угроза потери места на рынке, — говорит Ильяс Касенбаев. — Мы за честный и ответственный бизнес, готовый и способный отвечать самостоятельно за ошибки. Ведь благодаря тому, что много субъектов экономики будет собрано в одну юридическую структуру, решения и действия каждого будут прозрачны, а ответственность и спрос — жесткими».

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Ильяс Касенбаев саморегулирование бизнес

26.02.2018 • 08:15 1510

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Бизнес учится самоконтролю
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика