Здравоохранение Казахстана в ближайшее время должно выйти на новый уровень оказания услуг. Планируется внедрение искусственного интеллекта, электронного паспорта здоровья казахстанцев и создание единой сети 80 тыс. врачей. Для чего это делается и как на практике будет реализована цифровизация здравоохранения — об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал вице-министр здравоохранения Алексей Цой.
— Алексей, в Казахстане идет масштабный процесс цифровизации сферы здравоохранения. Решение каких вопросов уже перевели в цифровой формат?
В 2013 году принята Государственная программа «Информационный Казахстан — 2020», в которой введен термин «электронное здравоохранение» (Е-здравоохранение) и определены пути для дальнейшего развития информатизации здравоохранения. Внедрение информационных коммуникационных технологий позволит вывести на новый уровень качество оказания медицинской помощи населения. Уже сейчас по всей стране работают 22 информационные системы Министерства здравоохранения. Они обеспечивают сбор данных с медицинских организаций и предоставление их на национальном уровне. Но в этом информационном потоке практически не участвуют пациенты.
В Карагандинской области запущен пилотный проект по внедрению безбумажного ведения медицинской документации. В рамках этого проекта идет поэтапный отказ от бумажных форм. Уже сегодня в организациях здравоохранения Карагандинской области 15 форм ведутся только в электронном формате. Ежемесячно количественно форм растет, к концу года их количество планируется довести до 100.
14 сентября 2017 года Министерство здравоохранения Казахстана и компания IBM подписали Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого запланировано внедрение искусственного интеллекта в здравоохранении — Watson for oncology. Совместно с ЮНИСЕФ разработано мобильное приложение в рамках проекта «Патронажная медсестра», предназначенное для патронажного сестринского обслуживания матери и ребенка.
Также был создан электронный сервис med.mail.kz, который объединяет более 80 тысяч врачей в единую профессиональную сеть.
Запущены 2 центра обработки данных последнего поколения, на которых размещены информационные системы Министерства. Центры обработки данных обеспечивают резервирование, отказоустойчивость и безопасность информационных систем. На портале электронного правительства для населения запущен сервис проверки отчислений в рамках обязательного социального медицинского страхования.
— У казахстанцев должен появиться электронный паспорт здоровья — расскажите подробнее об этом новшестве 2018 года. Здесь возникает несколько вопросов: какие преимущества это даст пациентам и медикам? Что можно будет увидеть в этом паспорте? Как его внедрение отразится на качестве медицинских услуг?
Внедрение электронных паспортов здоровья на национальном уровне — это один из наиболее актуальных задач в сфере информатизации здравоохранения. По Плану мероприятий по реализации госпрограммы «Денсаулык», поэтапное внедрение электронных паспортов здоровья (ЭПЗ) должно быть начато с 2018 года. ЭПЗ позволит обеспечить сбор, хранение и обмен ключевыми данными о здоровье, оказанных и назначенных медицинских услугах, на протяжении всей жизни человека. Таким образом, ЭПЗ является единым источником информации для всех участников процесса оказания медицинской помощи.
В ЭПЗ будут включены демографические данные пациента, аллергический и иммунный статус, сведения о перенесенных и имеющихся заболеваниях, проведенных диагностических и лечебных процедурах, назначенных лекарственных средствах, независимо от места, времени или организации оказавшей медицинские услуги.
В настоящее время Министерством ведется разработка Платформы, на основе которой будет функционировать ЭПЗ. На основе ЭПЗ планируется реализовать единые сервисы электронных направлений и электронных рецептов. Завершение разработки запланировано во втором квартале текущего года.
До конца года будет реализована пилотная апробация на базе нескольких медицинских организаций и начнется поэтапное внедрение ЭПЗ, с полным охватом всего населения РК к 2020 году.
— Создание личного кабинета пациента — это еще одна ожидаемая услуга, создаваемая на основе Интеграционной платформы здравоохранения. Расскажите о нем подробнее.
Доступ пользователей к информации, хранящейся в Интеграционной платформе, будет организован через личный кабинет пациента. Личный кабинет пациента предоставляет пользователю доступ к его персональным данным Электронного паспорта здоровья, обеспечивает возможность доступа к электронным услугам здравоохранения, таким как запись на прием, вызов врача на дом и другим.
В личный кабинет пациента будут поступать оповещения о необходимости проведения мероприятий, связанных со здоровьем пациента, например, плановый осмотр, вакцинация.
— Обсуждение вопроса внедрения электронных личных кабинетов, где указана вся информация о пациенте, породило вопрос о сохранности информации, о врачебной тайне. Как она будет охраняться? И может ли человек отказаться от введения информации о себе в общую базу?
Доступ к клиническим данным пациента в электронном паспорте здоровья будет обеспечивается на основе механизма полномочий, то есть пациент сам будет определять кто может видеть сведения о его здоровье.
Также будет регламентирован доступ в зависимости от прикрепления пациента к организации ПМСП, в случаях госпитализаций по экстренным показаниям, экстренный доступ.
Механизм полномочий в электронном паспорте здоровья реализуется на основе стандарта ISO 13 940.
Без наличия полномочии доступ к данным пациента будет закрыт. Защита обеспечена как физическая (размещение в государственном серверном центре обработки данных), так и за счет информационной безопасности (наличие средств программной защиты, прохождение аттестации на информационную безопасность
— Мы уже говорили на примере Карагандинской области о безбумажном документообороте. Когда другие регионы будут переходить на электронный документооборот?
Да, с декабря 2017 года организации здравоохранения Карагандинской области переходят к безбумажному документообороту. Запуск процесса будет осуществляться поэтапно — в 2018 году будут задействованы организации здравоохранения Акмолинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областей. Порядка 200 самостоятельных организации здравоохранения.
Для чего это делается? Главная цель — изменение парадигмы сбора, обработки и использования данных в здравоохранении. То есть мы уходим от системы, в которой главенствуют формы учетной медицинской документации, разработанные для использования в условиях ограничений «бумажной» технологии. За счет экономии времени на необходимости ведения бумажной документации, врачи смогут больше времени уделять своим пациентам, тем самым увеличивая пропускную способность медицинских организаций, сокращая очереди за получением медицинских услуг.
— В конце прошлого году посетителям лечебных учреждений страны было предложено мобильное приложение «Народный контроль». Как прошло тестирование, есть ли результаты?
Уточню, что приложение «Народный контроль» по оценке рейтинга медицинских учреждений запустили в четвертом квартале 2017 года. Пациенты могут оставлять отзывы обо всех казахстанских медицинских учреждениях, вошедших в базу потенциальных поставщиков фонда. На основе этих отзывов будут формироваться рейтинги клиник. Приложение решает сразу несколько задач: предоставляет гражданам еще один канал оперативной обратной связи, упрощает процесс выбора клиники для обслуживания. На текущий момент у фонда появилась дополнительная информация о степени удовлетворенности пациентов качеством медицинского обслуживания, получаемого в медорганизациях-партнерах. После анализа всей собранной информации будет определен топ-10 лучших и худших медицинских учреждений по оценке удовлетворенности пациентов. Вместе с тем, в 2018 году планируется развитие данного мобильного приложения и обеспечения возможности получения дополнительных сервисов.
— Продолжится ли работа по вовлечению в медицинскую сферу мобильных коммуникационных технологий? Какие еще планируются электронные сервисы для пациентов?
В 2017 году на базе «Республиканского центра электронного здравоохранения» была проведена ярмарка мобильных приложений в сфере здравоохранения. При этом, были определены приоритетные направления для разработки приложений: мониторинг лиц с артериальной гипертензией; заболевание сахарным диабетом; хроническая сосудистая недостаточность и мониторинг за динамикой сердечно сосудистой системы; беременные женщины; управление и мониторинг здоровьем детей и так далее.
По итогам первого этапа поступило 11 заявок, после чего начат предварительный отбор мобильных приложений, который завершился 15 августа прошлого года. Отобраны 5 проектов для дальнейшего рассмотрения с участием разработчиков и презентацией собственных работ. Отбор проходил с учетом принципов пациентоориентированности, улучшения качества медицинского обслуживания, готовности приложения и техническая сложность исполнения, удобства использования приложения и оформления. Прорабатываются механизмы коммерциализации, популяризации среди потенциальных потребителей — медицинских работников и пациентов. Также в рамках Программы управления здоровьем рассматривается разработка мобильного приложения для пациентов и медицинских работников по управлению своим заболеванием и предотвращению осложнения путем мониторинга.
— Как воспринимают цифровизацию здравоохранения врачи и медработники. Ведь среди них немало людей среднего возраста, порой далеких от новых технологий.
Помимо обязательного предмета Информатики, включенной в учебною программу медицинских вузов, студентов обучают базовым навыкам пользования компьютерами. При трудоустройстве медицинский персонал в обязательном порядке проходит обучение работе в информационных системах Министерства здравоохранения (Обучение проводят филиалы РЦЭЗ).