Наиль Нуров: «Казахский Куршавель» — это не то, что нам нужно

19.02.2018 • 12:16 2836

Наиль Нуров: «Казахский Куршавель» — это не то, что нам нужно

Почему проект курорта Кокжайлау решили изменить и чем занимается компания Almaty Mountain Resorts?

Обновленное ТЭО проекта горнолыжного курорта «Кокжайлау» будет готово в июне. Чтобы понять, насколько строительство горного курорта на плато Кокжайлау перспективно и безопасно, «Капитал.kz» пригласил для интервью нового руководителя проекта Наиля Нурова. Он утверждает, что в новом ТЭО проекта предусмотрено все возможное, чтобы исключить любые экологические угрозы.

«Мы хорошо услышали все аргументы противников проекта»

— Наиль Фаридович, не секрет, что проект «Кокжайлау» — это одна из главных городских страшилок. Ходят самые разные слухи, вплоть до того, что строительство курорта приведет к катастрофам голливудского масштаба. Не страшно ли вам возвращаться к этому проекту?

— Как всегда бывает, слухи чрезмерно преувеличены. Среди наших оппонентов много активистов экологического движения, но почти нет профессиональных экологов. Согласно научным данным, основные источники ухудшения экологии города — это ТЭЦ, выхлопы автомобилей и автобусов старых моделей, а также отопление частных домов углем и различными бытовыми отходами. Кокжайлау — это относительно небольшая территория в масштабах города, и строительство горного курорта на этом месте никоим образом не может вызвать серьезных экологических последствий. Вы только подумайте, речь идет о небольшом курорте, а не об огромном промышленном комплексе.

Давайте вспомним шквалистые ветры, прошедшие в Алматы летом 2011 года, и пожар на горе Мохнатка в урочище Медеу в августе 2012 г. В первом случае было повалено около 100 тыс. деревьев, а во втором — уничтожен 21 гектар леса. Это сильно напугало алматинцев, но для экологии города не стало катастрофой.

За пределами Кокжайлау на сотни километров вокруг природа остается нетронутой. В этих грандиозных масштабах неуместно заявлять, что небольшое плато является легкими города и главным источником питьевой воды.

Мы хорошо услышали все аргументы противников проекта. Новое технико-экономическое обоснование сейчас только готовится. Однако могу вас заверить, что мы предприняли все возможное, для того чтобы исключить любые экологические угрозы, в том числе и те, что связаны с образованием лавин.

Я привык мыслить рационально, и меня совершенно не пугают городские слухи и легенды. Уверен, что все алматинцы тоже могут легко избавиться от своих страхов, если получат объективную картину.

— Складывается впечатление, что алматинцы узнают о возобновлении идеи строительства горного курорта «Кокжайлау» не от городских властей, а от активистов экологических движений. Это ваша принципиальная позиция сохранять молчание?

— Действительно, сегодня мы не торопимся с громкими заявлениями, презентациями и тому подобным, что, как правило, сопровождает начало реализации масштабных проектов. Я считаю, что предметная дискуссия возможна после того, как будет готово обновленное технико-экономическое обоснование. Это произойдет в июне. Но уже сейчас я готов ответить на многие вопросы.

«Предыдущая идея курорта получилась излишне масштабной и дорогостоящей»

— Можете рассказать, почему проект курорта «Кокжайлау» 2012−2014 годов было решено изменить? Ведь по прежнему проекту уже было получено положительное заключение государственной экспертизы?

Фокус региональной политики следует перенести с выравнивания расходов на стимулирование роста собственных доходов регионов. В частности, одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире
(Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г.).

— В первую очередь это связано с тем, что мы услышали многочисленные пожелания общественности. Смею вас заверить, что в обновленном проекте все спорные моменты будут учтены.

Прошлый проект получился интересным, уникальным. Была проделана колоссальная работа, к которой были привлечены лучшие зарубежные эксперты и специалисты в области проектирования, строительства и эксплуатации горнолыжных курортов. Другое дело, что идея курорта получилась излишне масштабной и дорогостоящей.

Благодаря вашим коллегам-журналистам и активистам экологических движений пришло понимание того, что «казахский Куршавель» — это не то, что нам нужно было на тот момент, да и сейчас тоже.

— А куда делось ТОО «Көкжайлау», которое разработало первый, как вы говорите, уникальный проект, и откуда появилось ТОО «Almaty Mountain Resorts» («Горные курорты Алматы»)?

— ТОО «Горнолыжный курорт «Көкжайлау» никуда не делось. Просто был проведен ребрендинг предприятия. С октября текущего года оно именуется ТОО «Almaty Mountain Resorts». При этом изменилось не только название, но также цели и задачи организации. Теперь ТОО отвечает за комплексное развитие индустрии горного туризма в Алматы и алматинской агломерации. Единственным учредителем предприятия по-прежнему является акимат города Алматы.

«Весь земельный участок продолжает оставаться в государственной собственности»

— Мы не зря вспомнили прежний проект. Противники предписывают ему большое количество всевозможных нарушений законов и международных конвенций. А если верить вашим оппонентам, участие обновленного предприятия в тендере на разработку ТЭО курорта «Кокжайлау» тоже является незаконным. Как вы это прокомментируете?

— Претензий к нам действительно много, но давайте попробуем разобраться в них вместе.

Удивительна реакция наших оппонентов на то, что право на разработку ТЭО получило государственное предприятие. Они ожидали увидеть в победителях тендера какую-то частную компанию и уже предвкушали, как будут мусолить имена предполагаемых собственников этого предприятия.

На самом деле наше ТОО абсолютно законно участвовало и победило в объявленном тендере. Так как на тендер мы вышли как временное объединение юридических лиц в консорциуме с известной проектировочной компанией ТОО «ГеоДата Плюс», ограничения, установленные п. 3 ст. 6 Закона РК «О государственных закупках», нас не коснулись. И, кстати, выиграв подряд на разработку ТЭО, наше предприятие не получает никакой прибыли. Деньги выделены только на зарплату семи человек, включая меня, и аренду офиса.

Относительно приписываемых нам многочисленных нарушений законов РК — Закона «Об особо охраняемых природных территориях», Лесного и Экологического кодекса, международных конвенций — «Об охране всемирного культурного и природного наследия», «О биологическом разнообразии» — все это на самом деле сводится к одной главной претензии — строительство горного курорта планируется на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка. Но это не так.

В 2014 году земли территории плато Кокжайлау площадью 1 002,0 гектара были переведены из категории «земли особо охраняемых природных территорий» в категорию «земли запаса Медеуского района города Алматы» для строительства и функционирования горного курорта «Кокжайлау». В настоящее время этот земельный участок закрепляется за государственным учреждением «Управление туризма и внешних связей города Алматы». Я специально акцентирую внимание на том, что весь земельный участок продолжает оставаться в государственной собственности. И я еще не раз скажу, что на территории курорта «Кокжайлау», на землях, выделенных для его строительства, никаких частных строений, коттеджей, вилл и прочего не будет. Ни один квадратный сантиметр этой земли не может быть приватизирован, передан в аренду, продан или обменен. На этом земельном участке будет только горный курорт «Кокжайлау».

Происходит вполне естественный эволюционный процесс расширения городской среды. Могу поспорить, что жилье почти всех наших оппонентов построено сегодня на местах, где относительно недавно шумели естественные заросли карагача и тополя, цвели фруктовые сады, возделывались поля с ягодами и овощами. Мой отец помнит яблоневые сады сразу выше проспекта им. Абая, а на моей памяти — кукурузные поля за обочиной улицы им. Саина.

Взгляните на фотографию урочища Медеу, сделанную в 50-е годы прошлого столетия. Это то место, где сейчас стоит наш легендарный каток. Посмотрите, какая красота! Какая природа! Мне даже страшно подумать, какое возмущение общества могла бы вызвать идея строительства катка в столь прекрасном ущелье, возникни она в наше время. А ведь сегодня алматинцы не могут представить свой город без этого знакового сооружения.

18d8a9d7bf6d19d5ef1e12934bc.jpg

ce24e9cb3c91846b2b0a00684f0.jpg

Учитывайте, что при строительстве «Медеу» вмешательство в естественную природную среду было в десятки раз масштабнее того, что мы сейчас планируем сделать на плато Кокжайлау. Я уверен, пройдет немного времени, и алматинцы будут так же позитивно относиться к курорту «Кокжайлау», как сейчас они относятся к высокогорному катку «Медеу».

Между прочим, в Европе строительство горных курортов на территории их национальных парков — обычная практика. Знаменитые Доломиты Суперски в Италии — один из самых успешных и популярных горнолыжных курортов — расположены в национальном природном парке. Но это к слову, я еще раз повторяю, что мы сегодня находимся за границами национального природного парка.

А раз уж мы вспомнили про Италию, хотел бы развенчать еще один миф наших оппонентов относительно убыточности горных курортов Европы. Мне совершенно непонятно, с чего они взяли, что практически все европейские курорты убыточны и сидят на государственных дотациях. Согласно итальянской статистике, ежегодные налоговые поступления от горнолыжной индустрии в этой стране составляют 1 млрд евро.

— Как вы прокомментируете нарушения Орхусской конвенции?

— В отношении якобы имеющихся у нас нарушений Орхусской конвенции, которую Казахстан ратифицировал в 2000 году. Я поясню тем, кто не знает, что данная конвенция требует обеспечения информированности и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.

Организаторов общественных слушаний в 2014 году обвиняли в нарушении процедурных вопросов и регламента проведения слушаний. Но в тот период в правилах не было предусмотрено четких сроков публикации, объявлений и прочего. В 2016 году были внесены соответствующие изменения в правила проведения общественных слушаний, участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды и гласности государственной экологической экспертизы.

Хочу заверить наших оппонентов в том, что о дате и месте проведения новых общественных слушаний мы сообщим еще раньше, чем того требует Орхусская Конвенция.

Сегодня на Шымбулаке не помещаются даже «завсегдатаи»

— Вы столкнулись с таким серьезным противостоянием. Стоит ли игра свеч? Неужели нет другой точки приложения сил, ведь в городе полно более важных нерешенных проблем?

— Ежедневная чистка улиц и уборка дворов не должна уводить нас от решения стратегических задач развития южной столицы.

Я убежден, что одной из важнейших задач на ближайшее время является реальное развитие туристской инфраструктуры города Алматы.

Из моего личного опыта работы в туризме, а именно приема иностранных туристов: всегда было сущим наказанием, когда гости приезжали в Алматы больше, чем на два дня. Обзорная экскурсия, Медеу и Зеленый базар. На этом программа была исчерпана.

За последние годы мало что изменилось. Но на всех уровнях нам говорят: необходимо развивать туризм. И это мнение подтверждает Бостонская консалтинговая группа (Boston Consulting Group), которая определила наиболее перспективным направлением для экономики Алматы развитие туризма. Кстати, об этом же говорят McKinsey и другие авторитетные международные консультанты и эксперты.

Мы не можем за несколько лет создать то, что веками строилось в Риме, Лондоне или Москве. Да, у нас нет таких артефактов, но у нас есть другое преимущество — наши горы. Колоссальным преимуществом нашего города является то, что полуторамиллионный мегаполис находится практически в горах. Расстояние от аэропорта до горнолыжного курорта «Шымбулак» можно преодолеть за сорок минут, в то время как в Европе путь от аэропортов до горных курортов занимает два часа и более. В наших силах сделать так, чтобы уже в ближайшем будущем расстояние от алматинского аэропорта, а также от центра города до новых горных курортов занимало не больше 30 и даже 20 минут. Мегаполисов с такими возможностями развития горного туризма в мире практически нет.

Сегодня на Шымбулаке не помещаются даже «завсегдатаи» и хорошо подготовленные лыжники, не говоря уже о начинающих, детях и тех, кто только мечтает встать на лыжи. Отсутствие конкуренции у курорта объясняет достаточно высокие цены на предлагаемые сервисы. Данные неудобства либо полностью лишают наших потенциальных туристов возможности заниматься горными лыжами, либо выдавливают их на зарубежные курорты, в том числе в соседний Кыргызстан. Эти факторы и многое другое убедительно говорят о том, что городу нужен еще один горный курорт.

Если уж мы вспомнили Кыргызстан, то уместно будет сказать о том, что пока мы дискутируем, нужен курорт или нет, наши соседи в настоящее время строят в приграничных с Казахстаном районах 18(!!!) горнолыжных курортов различного уровня. Удивительно, почему в небольших по территории государствах, таких как Австрия, Андорра, Швейцария, с развитой промышленной экономикой принимают решения и считают нужным строить многочисленные курорты. Только в Австрии с населением в 6 миллионов человек более 400 горнолыжных курортов. Казахстан же, занимая 9-е место в мире по территории, уже пятый год не может решиться на постройку второго приличного горнолыжного курорта.

Мы отказываемся от идеи создания громоздкого и дорогого курорта мирового уровня с развитой инфраструктурой и со значительным вмешательством в природную среду. Обновляемая концепция предусматривает существенное уменьшение нагрузки на территорию плато Кокжайлау. Планируемая пропускная способность курорта в проекте снижена с 10,5 тыс. человек (в проекте 2014 года) до 3,9 тыс. человек (в новом проекте) в сутки, а площадь и протяженность трасс в 3 раза. Вместо трех искусственных водоемов для системы оснежения будет только одно. Проектируется недорогой круглогодичный горный курорт, доступный всем слоям населения. В первую очередь это будет курорт для казахстанцев. И одним из основных направлений будет развитие пешего, экологического и познавательного туризма для всех категорий людей, включая людей с ограниченными физическими возможностями. Ландшафт курорта «Кокжайлау» предусматривает однозначный приоритет в сторону трасс для начинающих лыжников, в первую очередь для детей. Популярные среди жителей и гостей города пешие тропы на ГК «Көкжайлау» не только будут сохранены и благоустроены, но и будут созданы новые.

Я прошу еще раз обратить внимание на то, что курорт находится в черте города и поэтому площадь коммерческой застройки на плато будет снижена в десять раз с 44 000 кв. м до 4000 кв. м в первую очередь за счет сокращения строительства гостиниц, ресторанов и магазинов, а вилл и любого другого частного жилья не будет вовсе. Наши туристы, проведя световой день в горах, очень быстро, в течение 20−30 минут, смогут вернуться в город, отдохнуть в отелях разного уровня, насладиться вечерней и ночной жизнью города. Возможность отказаться от строительства в горах громоздкой сервисной инфраструктуры позволит нам минимизировать масштаб вмешательства в естественную природную среду плато.

Также курорт «Кокжайлау» должен изменить отношение населения к горным лыжам. Горные лыжи должны превратиться из «спорта для элиты» в «спорт для всех». Сегодня в Австрии 90% населения стоит на лыжах, а в Алматы эта цифра едва дотягивает до 10%. По Казахстану статистики вообще нет.

Меня удивляет, как запросто наши оппоненты на одних и тех же сайтах штампуют «умные» статьи о том, что Казахстану давно уже пора слезть с «нефтяной иглы» и перестать жить только за счет продажи природных ресурсов. И этот же автор выступает категорическим противником создания нового горнолыжного курорта, который призван стать отправной точкой и драйвером развития туристской индустрии в г. Алматы. А это и есть реальная альтернатива сырьевой экономике.

Лично меня раньше просто коробило превращение моего любимого города в город базаров, оптовых рынков и торговых центров. Но сегодня это уже не просто эмоциональное восприятие, это уже понимание того, что мир вокруг нас стремительно меняется. Очевидно, мои внуки уже не будут ходить за покупками даже в очень красивые и современные торговые центры. Активно наступает эра интернет-торговли.

И мы уже должны думать о том, чем занять завтра десятки, а может быть, и сотни тысяч алматинцев, задействованных сегодня в розничной торговле.

Сервисная экономика генерирует больше всего рабочих мест. Открытие маленькой кафешки — это уже десять пар рабочих рук. Подумайте об этом.

«Чуда не произошло»

— Наиль Фаридович, я вижу, что все-таки вы не видите в экологическом туризме основу будущего развития туристского потенциала Алматы. Это действительно так?

— Еще в 2001 году я принимал участие в международном семинаре, который проводила в Алматы Всемирная туристская организация (UNWTO). К нам даже прилетал ее руководитель г-н Франческо Франжиале.

Было много разговоров о колоссальном потенциале Казахстана и наших соседей в области экотуризма, но чуда не произошло. Прошедшие 17 лет показали, что поток экотуристов крайне незначителен. И дело не в гостиницах и авиалиниях, это все есть. Количество любителей экотуризма значительно меньше числа людей, предпочитающих горнолыжный и пляжный туризм.

Дагмар Шрайбер, известный эксперт по экологическому туризму опубликовала итоги своей 15-летней работы по привлечению в Казахстан туристов из Европы. Это около 1200 человек. Давайте сделаем нехитрый расчет и поймем, сколько человек ежемесячно по программе экотуризма г-жа Шрайбер привозит в нашу страну. Получится 6 любителей нашей экологии в месяц. Это хорошо для маленького бизнеса г-жи Шрайбер, но это ничто, для того чтобы рассматривать экотуризм как основу туристской индустрии Алматы.

Как я уже говорил, к предметному обсуждению предлагаю вернуться летом текущего года, когда будет готово обновленное ТЭО проекта. Так же как и вы, мы думаем о нашем городе, любим Алматы всей душой и хотим оставить город будущим поколениям в наилучшем виде. Давайте вместе искать точки соприкосновения и оптимальные решения с учетом интересов каждого алматинца.

Справка. Главой государства туризм определен одной из отраслей опережающего развития. Туризм во всем мире составляет 10 процентов от экономики. До 2025 года перед Казахстаном стоит задача поднять долю туризма в ВВП до 8 процентов. Для реализации этой задачи утверждена Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года, а в южной столице уже более двух лет работает Программа «Алматы-2020», в которой туризм определен новым драйвером роста и приоритетной отраслью экономики, а горнолыжный туризм рассматривается как один из самых экологичных видов туризма.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

туризм Кокжайлау новости Алматы Наиль Нуров

19.02.2018 • 12:16 2836

Поделиться
Loading...
Наиль Нуров: «Казахский Куршавель» — это не то, что нам нужно
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus