USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

Спросом будут пользоваться «умные» торговые дома

Почему одни торговые центры фиксируют прибыль, а другие – пустуют?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Спросом будут пользоваться «умные» торговые дома- Kapital.kz

В прошлом году, по данным департамента статистики, в Алматы оборот розничной торговли составил 2 трлн 472 млрд тенге. Это на 5,4% больше, чем в 2016 году. Причем на торговые центры и магазины Алматы приходится порядка 40% республиканского объема официальных розничных продаж. Аналитики говорят о том, что кризис в розничной торговле пройден.

Ставка на концепцию

Так почему при росте розничного товарооборота некоторые торговые центры не привлекают покупателей и не оправдывают надежд арендаторов? Конкурентным преимуществом становится концепция. Об этом «Капитал.kz» рассказали эксперты консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan.

«Если раньше успешность ретейл-проекта во многом зависела от его местоположения — «location, location и еще раз location», то сегодня на конкурентных рынках на первый план выходит стратегия — «концепция, концепция и еще раз концепция», — подчеркивают специалисты консалтинговой компании Colliers International Kazakhstan.

Посетителей в торговые дома теперь привлекает не только шопинг, но и возможность сходить в кино, пообедать или сводить детей в парк развлечений.

«С существующими концептуальными ТРЦ за посетителей смогут побороться те проекты, которые смогут предложить хороший tenant-mix, отвечающий потребностям целевой аудитории: приятную атмосферу, которая складывается из многих составляющих, включая архитектурный облик; качественные общественные пространства, вплоть до освещения, воздуха и акустики внутри ТРЦ», — отметили в Colliers International Kazakhstan.

Отметим, глава Astana Group Нурлан Смагулов ранее в интервью «Капитал.kz» также говорил об изменении структуры потребления.

«Мы стремимся к тому, чтобы центры превращались в социальные пространства. Мы осознанно идем на то, чтобы сократить шопинг. Сегодня на втором этаже в алматинской MEGA-1 мы убираем магазины и делаем большой фуд-корт, а денег это будет приносить меньше. Но мы хотим быть лучше, расти. MEGA Alma-Аta 12 лет является лидером на рынке. Появилось много торговых центров после нас, мы были первыми, и все равно лидируем. Значит наша работа над собой, то, что мы все время делаем upgrade, пристраиваем новые помещения, меняем, ротируем — это правильно», — сказал известный бизнесмен.

О важности концепции говорит и управляющий компанией «Торговые технологии Trade Help» Андрей Калмыков.

1bf4d6e544f281dd4c83f2d3ccc.jpg

«Позиция „наш ТРЦ все для всех“ убыточна, и многие ТРЦ недосчитываются потока посетителей из-за размытости позиционирования», — полагает он.

То есть надо просчитывать целевые группы покупателей, тип торгового центра и состав арендаторов (якоря, мини-якоря, сопутствующие). По словам Андрея Калмыкова, проблемы в управлении торгово-развлекательными центрами возникают на уровне маркетинговых исследований и позиционирования.

«Какой у них тип ТРЦ — смогут назвать немногие собственники и управляющие директора, описать грамотно целевую группу посетителей — такая же трудность, легче всего перечислить состав якорных арендаторов, но кластеризовать этот состав арендаторов могут единичные ТРЦ, так как маркетинговые специалисты не обладают знаниями. Все „мучаются“ только количеством сданных площадей и числом поступающих в месяц денег за аренду, с тем, чтобы перекрыть банковские кредиты», — добавил он.

Чтобы составить правильный пул арендаторов, управляющим надо исследовать территорию вокруг ТРЦ (catching area) и составить портрет целевого покупателя.

На первом плане «умная» торговая недвижимость

Андрей Калмыков прогнозирует, что в 2018—2020 годах будет пользоваться спросом «умная» торговая недвижимость. «Без понтов и блесток» — не надо больших затрат и многоэтажности — делайте маркетинговые исследования, советует эксперт. Он обозначил шесть пунктов «умного», а значит успешного торгового центра:

• сфокусированный на целевой покупательской группе;

• с выверенным пулом арендаторов для целевой группы;

• с ясной концепцией позиционирования ТРЦ, согласно мировой классификации и требованиям к классам ТРЦ;

• недорогой в арендном отношении и с процентом от оборота;

• без дорогого fashion-ремонта;

• формат площадей open space.

Рост продаж может обеспечить и создание пешеходных зон в Алматы, продолжает Андрей Калмыков.

«Очень положительно повлияло на Алматы создание пешеходных зон. Прежде всего, хочу лично поблагодарить Романа Шнайдермана как ландшафтного архитектора проекта. В мегаполисе великолепная погода 9 месяцев в году, когда можно ходить под открытым небом, любоваться природой, зеленью и не встречаться с автопотоком. Наполнение этих пешеходных зон кафе, барами, ресторанами, магазинами — следующая задача. Таких walking street и shopping street в центрах городов существует огромное множество! И там самые большие продажи в магазинах! Такие улицы привлекают поток покупателей, значит, однозначно, будут и продажи. К примеру, самая крупная по потоку улица Hohe Strasse длиной в 680 м в Кельне, Германия, ежедневно несет на себе поток в 130 000 посетителей», — подчеркнул он.

Отметим, пешеходные зоны пополнят и бюджет мегаполиса. К примеру, вдоль улицы Панфилова установят павильоны пяти брендов, которые принесут Алматы более 67 млн тенге в год дополнительного дохода.

Три тренда рынка

Открытие новых торгово-развлекательных центров в разных городах Казахстана — хороший сигнал. Но как именно развивается рынок торговой недвижимости? Андрей Калмыков выделил три основных тренда. Первый — улучшение качества и показателей самих ТРЦ. «В 2017 году открылось много торговых центров, которые близки к высокому уровню категорий классов B и B+. Речь в первую очередь идет о MEGA Silk Way (Астана, март 2017), Magnum C&C в 3-й очереди APORT (Алматы, декабрь 2017), а также о локальных торговых центрах в регионах — в Шымкенте (Shymkent Plaza, декабрь 2016), Костанае (Kostanay Plaza, сентябрь 2017)», — рассказывает он.

Андрей Калмыков подчеркивает, что строительство качественных торговых площадей — это еще не все. Успех предприятия зависит от содержания ТРЦ. Второй тренд связан с заполняемостью торговых площадей. «Простаивает и пустует от 15% до 25% торговых площадей. Концепции многих ТРЦ оказались слабыми, а сегмент ТРЦ, ориентированный на средних и богатых покупателей, все время лихорадит (реконцепты, уход арендаторов, невыполнимые арендные ставки, невыполненные планы по оборотам и т. д.)», — говорит он.

При этом иностранные компании продолжают тестировать наш рынок — это третий тренд. «Продолжается тестирование территории РК на вход/выход иностранных ретейлеров в формате гипермаркетов big box: зашел/вышел гипермаркет CARREFOUR (MAF Group ОАЭ), строятся коробки DIY (строительные материалы и товары для дома), Leroy&Merlin (французская Auchan Group) и OBI (немецкая Tengelmann Group), несколько корпусов Metro C&C в РК работают ниже планов продаж», — заключает эксперт.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.