На днях корпоративный сектор потрясла новость: Умирзак Шукеев, шесть лет возглавлявший фонд «Самрук-Казына», назначен заместителем премьер-министра. Как это скажется на руководстве национальными компаниями, пока остается только догадываться. А пока мы решили вспомнить, какими переменами запомнился бывший глава Фонда национального благосостояния.
«Он пришёл в фонд ровно шесть лет назад с должности заместителя премьер-министра — и за это время изменился сам, и изменил фонд: фонд шесть лет назад и сейчас — две абсолютно разные компании! Шукеев шесть лет назад и Шукеев сейчас — два абсолютно разных человека! За эти годы было сделано немало — об этом и говорилось немало, и, я уверен, ещё будет говориться», — написал в своем блоге управляющий директор «Самрук-Казыны» Нурлан Рахметов после назначения Умирзака Шукеева.
Действительно, за годы руководства Умирзак Шукеев и сам прошел трансформацию от государственного управленца до менеджера фонда международного уровня. «Самрук-Казына» выбрал для себя ориентиром крупнейшие суверенные фонды — сингапурский Temasek и малазийский Khazanah.
Приход Умирзака Шукеева на пост главы «Самрук-Казына» совпал с переориентацией фонда на стратегическую деятельность. При нем произошло избавление компаний и самого фонда от непрофильных активов, в первую очередь — от банков второго уровня, которые были возвращены в конкурентную среду.
Первым достижением в цифрах можно назвать трёхлетнюю Программу сокращения затрат, инициированную в Фонде и портфельных компаниях в 2012 году. В результате затраты группы были сокращены на 150 млрд тенге, тогда же была внедрена автоматизированная система закупок, которая принесла экономию уже в 180 млрд тенге. Проект корпоративного казначейства дал экономический эффект в 90 млрд тенге. Все это — инициативы первых лет руководства Шукеева, а дальше — трансформация, которую предстоит продолжить уже новому руководителю.
За прошедшие годы внешний долг фонда был сокращён в 2 раза, а количество компаний в структуре группы — с 600 до 315. В самом фонде масштабные изменения произошли в 2016 году: упразднены должности заместителей председателя правления, изменилась структура, пришли новые люди.
Разработан и внедрён Кодекс корпоративного управления на основах принципов ОЭСР. Главной ценностью в фонде провозглашена меритократия — равные возможности для всех.
«Конечно, многое ещё предстоит сделать — подобные глубинные изменения аналогичных фондов занимали десятилетия! И трансформация будет продолжаться, пока реально не изменятся менталитет и культура в топ-менеджменте всех компаний фонда. Но точка невозврата уже пройдена — и в этом тоже одно из достижений шукеевского периода деятельности фонда», — заключил в своем блоге Нурлан Рахметов.