Подведены итоги государственного аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных Министерству труда и социальной защиты населения РК, а также трансфертов общего характера, выделенных регионам и городам республиканского значения, в сфере социальной защиты населения, об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Так, по итогам госаудита выявлены финансовые нарушения на сумму 21,5 млрд тенге, процедурные нарушения — на 33 млрд тенге, факты неэффективного планирования и использования бюджетных средств — на 60 млрд тенге.
В ходе аудита в доход республиканского бюджета возмещено 6,1 млрд тенге, уменьшено финансирование Министерства труда и социальной защиты населения на 2017 год на сумму 12,5 млрд тенге, восстановлено по бухгалтерскому учету 885 млн тенге.
Отмечается, что госаудит проведен в министерстве и его подведомственных организациях, а также местных исполнительных органах Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей с общим объемом охваченных средств в размере 2,5 трлн тенге.
Отмечено, что, несмотря на предпринимаемые министерством меры по вопросам реализации государственной политики, межотраслевой координации и госуправления в области продуктивной занятости, соцобеспечения и оказания специальных социальных услуг сохраняется ряд системных проблем.
Так, реализация утратившей силу программы «Дорожная карта занятости 2020» осуществлялась в 2016 году недостаточно эффективно. Около 2 млрд тенге, выделенных на исполнение ее мероприятий, остались неиспользованными и возвращены в бюджет.
«С 2017 года принята Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, в ходе реализации которой не исполнено 5 мероприятий, направленных на утверждение перечня организаций, создающих социальные рабочие места, предоставляющих возможность прохождения молодежной практики, перечня профессий, по которым будут привлекаться дополнительные трудовые ресурсы, заключение индивидуальных социальных контрактов с переселенцем и/или оралманом, реализацию мер по мобильности трудовых ресурсов», — сообщили в Счетном комитете.
В рамках реализации программы «Дорожная карта занятости 2020» и Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов на 2012−2018 годы софинансирование из бюджетов Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей на общую сумму 267,4 млн тенге не обеспечено.
Министерством в 2016 году не достигнуты 8 целевых индикаторов Стратегического плана, показатели результатов трех бюджетных программ по количеству оказанных услуг детям-инвалидам, специальных социальных услуг и числу лиц, прошедших курсы повышения квалификации.
Темпы реализации проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» остаются низкими. В 2016—2017 годах остались неосвоенными около 14 млрд тенге, из которых средства Национального фонда составили 4,1 млрд тенге и займа международного Банка реконструкции и развития — 9,9 млрд тенге.
Кредитование конечных заемщиков в регионах на расширение собственного дела осуществлялось АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» в нарушение критериев и условий программы «Дорожная карта занятости 2020».
В частности, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях микрокредиты предоставлялись заемщикам, не обеспечившим впоследствии создание новых постоянных рабочих мест и обязательное трудоустройство через центры занятости населения, а также не прошедшим регистрацию в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» полноценная работа по упрощению процедур кредитования не проводится. Меры по обеспечению интеграции информационных баз АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» с информационными системами налоговых органов, юстиции, Государственной корпорации «Правительство для граждан» в целях сокращения количества предоставляемой заемщиком документации не принимаются.
Методика и критерии расчета количества трудоустраиваемых лиц исходя из суммы предоставляемого бюджетного кредита не разработаны, размер выделяемых кредитов с количеством создаваемых рабочих мест не соотносится. Так, в Западно-Казахстанской области одним конечным заемщиком, получившим кредит на сумму 3 млн тенге, создано 5 рабочих мест, другим — с суммой кредита в размере 5 млн тенге создано 1 рабочее место.
Установлено, что в течение 2013−2016 годов на банковских счетах АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» аккумулировались и не использовались по назначению средства возвращенных от заемщиков кредитов на сумму свыше 10,6 млрд тенге, возмещенные впоследствии в доход республиканского бюджета.