Казахстан стоит рядом с Китаем в рейтинге электронных правительств мира
Государство
10.11.2017
|
Автор: Арина Усманова

Казахстан стоит рядом с Китаем в рейтинге электронных правительств мира

В чем сильные стороны американских госпорталов и какой опыт можно перенять у россиян

Институт цифрового правительства Университета Васеда в Токио в сотрудничестве с Международной академией IT-директоров опубликовал результаты 13-го международного рейтинга цифровых правительств мира за 2017 год. О том, где преуспела наша страна, в чем сильные стороны американских госпорталов и какой опыт можно перенять у россиян, — в материале делового еженедельника «Капитал.kz».

Ежегодный мировой рейтинг электронных правительств мира – лакмусовая бумажка состояния развития технологий в государстве и их внедрения в повседневную жизнь. По сравнению с 2016-м общий список стран-лидеров не поменялся. А вот распределение других ролей претерпело большие изменения. В этом смысле нынешний рейтинг Васеда – настоящий сюрприз для мирового сообщества, в котором первые места традиционно приписываются большим технологическим державам – Китаю (поднялся всего на одну строку выше Казахстана и занял 44-е место) и США (3-я позиция).

В этом году рейтинг возглавил Сингапур, который активно занимается развитием и внедрением искусственного интеллекта в сферу государственного управления. Второе место отошло Дании – пионеру применения новых технологий в сфере государственного управления и развития электронного правительства. Америка взяла «скромную» бронзу, потеряв одну строку по сравнению с прошлым годом, однако именно эта страна озаботилась вопросами кибербезопасности. Активные улучшения вывели вперед Японию, Эстонию и Канаду. А вот Южная Корея с четвертой позиции скатилась до восьмой, виной всему – несколько важных политических перестановок в правительстве Сеула. Страны, которые занимают последние места в рейтинге, грешат отсутствием безопасности передачи данных и слабым развитием инфраструктуры сайтов.

Казахстан в рейтинге 65 стран занимает 45-е место, а наш ближайший сосед, Россия, – 31-е.

В Казахстане у eGov широкий охват

По мнению экспертов Васеда, Казахстан занимает 7-е место в рейтинге стран СНГ, Ближнего Востока и Африки.

На 2017 год в Казахстане зарегистрировано около 13,3 млн интернет-пользователей, проникновение глобальной Сети составляет 73%, причем показатель очень быстро растет. Страна также заявила о впечатляющей цифре: 58 пользователей интернета на 100 человек.

В 2006 году был запущен универсальный интернет-портал www.egov.kz, доступный на трех языках: казахском, русском и английском. Статистика портала за 2017 год говорит о том, что у eGov порядка 2 млн 300 тыс. пользователей. То есть порядка 9% казахстанцев пользуются услугами электронного правительства. Казахстан обогнал Россию как по показателям проникновения интернета, так и по желающим пользоваться госуслугами с помощью интернета.

Казахстанское электронное правительство – единый сервис, который поделен на разделы для граждан и юридических лиц. Зарегистрированным пользователям предоставлены расширенные возможности. Портал также показывает сведения о национальных проектах и отчетах о результатах деятельности eGov.

На портале несколько ограничены функции доступности: они не позволяют изменять размер шрифта, текста, отсутствует возможность озвучивания текста для людей с ограниченными возможностями. Более продвинутый контент с функциями мультимедиа, совместного использования, а также тегирование и подкасты планируется запустить в будущем. Зато введена функция SNS (интеграция с социальными сетями).

Однако количество предоставляемых услуг по-настоящему впечатляет: 2000 информационных услуг и консультаций, 219 интерактивных и транзакционных онлайн-сервисов.

По данным аналитиков, самые популярные среди казахстанцев электронные услуги – оплата налога и получение доверенности на ТС, получение свидетельства юрлица.

Особое внимание уделяется мобильным решениям. Мобильное приложение eGov имеет довольно высокие рейтинги в онлайн-магазинах AppStore, Windows Market и Google.Play и было признано лучшим приложением на конкурсе GovTechioneers на Всемирном саммите 2017 года в Дубае.

Россия отстает от РК по проникновению eGov

РФ занимает второе место в рейтинге стран СНГ, Ближнего Востока и Африки (31-е в глобальном). Показатель проникновения интернета у наших соседей ниже, с 2016 года рост и вовсе остановился. По имеющимся оценкам, всего 71% жителей РФ используют интернет в своей повседневной жизни. И лишь 5% граждан используют портал электронного обслуживания. Чтобы увеличить охват услуг, правительство планирует расширить имеющиеся сервисы, их функциональность и простоту использования, а также обеспечить их доступность с мобильных устройств. Хотя важность повышения информированности и обучения граждан использованию электронных услуг, несомненно, высока, никаких конкретных мер в этом отношении пока со стороны правительства не предпринимается.

Россияне (как физические, так и юридические лица) получают государственные и муниципальные услуги в электронном формате. Интегрированный портал «Госуслуги» появился позже казахстанского на два года и предоставляет услуги только после авторизации через личную учетную запись, которая требует наличия электронной подписи, идентификационной карты и двухэтапного подтверждения личности. Наличие и качество услуг зависит от выбранного региона – например, возможность оплатить коммуналку или водительские штрафы есть не везде. Пользование электронной налоговой службой усложняется необходимостью установки специальной программы и заполнением формы налога лишь с ее помощью. После заполнения форма направляется в налоговые органы на подтверждение. И в конце концов налогоплательщик все же вынужден заявить о себе лично – подать бумажную декларацию в местный налоговый орган.

Портал разработал собственное приложение для трех мобильных платформ, использование которого не нуждается в дополнительном промоушене. Приложение предоставляет возможность оплачивать госпошлины с 30%-ной скидкой, а водительские штрафы – с 50%-ной.

США как пример для подражания

США занимают 3-е место в глобальном рейтинге. К 2017 году более трех четвертей американцев имеют доступ к интернету. Количество пользователей колеблется в районе 240 млн человек, или 75% от общего населения страны.

На национальном портале США www.usa.gov граждане могут получить и оплатить множество онлайн-услуг, включая оплату электронного налога, подачу заявки на получение водительских прав. С помощью портала американцы могут подавать жалобы, находить местных врачей, обращаться с заявлением на получение паспорта и даже получать квалифицированные советы по туристическим поездкам. Конструкция портала позволяет пользователю находить как общую информацию, так и конкретные персонализированные услуги.

Веб-сайт включает в себя пять подсистем: Citizen Services Dashboard, Open Government, Dialogue Platform, Challenge.gov и платформу для привлечения граждан.

В этом смысле США значительно усовершенствовали свое электронное правительство по сравнению с прошлым годом.

Среди доступных услуг – электронная тендерная система, системы электронного налогообложения, электронное голосование, платежи и услуги социального страхования, службы регистрации актов гражданского состояния и системы электронного здравоохранения.

Один из самых посещаемых разделов usa.gov – портал США по гражданству и иммиграции (USCIS), который позволяет заявителям мгновенно проверять свой иммиграционный статус вместо стояния в очередях. Портал USCIS постоянно входит в список наиболее посещаемых веб-сайтов правительства США, согласно официальному счетчику на www.analytics.gov.

Веб-сайт электронного правительства США посещает более 75% американских пользователей. Однако нужно отметить, что порталы государственного сектора в целом отстают от частных в удобстве использования и дизайне. Существуют специальные органы, инспектирующие работу usa.gov, которые делают ежегодный доклад и презентуют его результаты Конгрессу. Органы излагают передовую практику и делают рекомендации по конкретным улучшениям, могут быть полезными для разного типа учреждений.

В отличие от казахстанского и российского интернет-правительств американское важной целью ставит предоставление информации, а не предоставление услуг. А, учитывая постоянные утечки данных (взлом аккаунтов iCloud и мировые кибервирусы WannaCry, Petya и BadRabbit), происходящие в США и за пределами страны, главный акцент смещен на кибербезопасность. Американцы уже предприняли ряд шагов в этом направлении и в ближайшие годы собираются улучшить защищенность данных пользователей. В целях повышения безопасности и отказоустойчивости киберкоммуникационной инфраструктуры Соединенных Штатов в 2012 году был выпущен новый закон о кибербезопасности, в котором основное внимание уделялось защите инфраструктуры электронного правительства, обмена информацией, правительственных и частных сетей. Текущие уставы для требуемых интерфейсов будут усилены и пересмотрены. 

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть