Сенат рассмотрит вопросы упрощения и увеличение пассажиропотока между Казахстаном и Узбекистаном и увеличение экспорта и импорта товаров и продуктов между нашей республикой и Норвегией. Депутаты сената приняли в работу два соответствующих законопроекта, доложил на заседании комитета по международным отношениям, обороне и безопасности заявил вице-министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Роман Скляр. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В настоящее время между Казахстаном и Узбекистаном отсутствует автобусное сообщение по перевозке пассажиров, что приводит к неудобствам при переходе границы.
«Сейчас, если автобус идет из Ташкента или в Ташкент, он останавливается на границе — люди в пешем порядке переходят границу и за ней уже садятся на другой автобус. Теперь же они будут проезжать по „зеленому коридору“. Они только выйдут для системы контроля пограничной и таможенной службы. Потом дальше сядут в этот же автобус и поедут дальше. Это существенно упорядочит потоки. Расписание автобусов будет систематизировано и в какой-то мере это снизит нагрузку», — заверил вице-министр по инвестициям и развитию.
По словам Романа Скляра, в настоящее время Минфин вместе с МИР РК разработал отдельный план по расширению пунктов пропуска на казахстанско-узбекской границе.
«На сегодняшний день мы имеем 8 автомобильных и 3 железнодорожных контрольно-пропускных пункта. Ж/д переходы пока не нуждаются в реконструкции, потому что они справляются с пассажиропотоком. А по восьми автомобильным пунктам пропуска у нас есть план, который уже согласован с коллегами из Узбекистана. Согласно ему все „узкие места“ на границе мы будем расшивать в течении ближайших 2−3 лет. Вплоть до того, что это коснется реконструкции мостовых переходов через реки», — прокомментировал вице-министр.
Роман Скляр подчеркнул, что в случае ратификации этого соглашения комитет транспорта МИР РК получит статус уполномоченного органа и начнет взаимодействовать с Агентством автомобильного и речного транспорта Республики Узбекистан. Их задача — определить перевозчиков.
«Перевозки будут осуществляться на паритетной основе. Перевозчик с нашей стороны — перевозчик с их стороны. Они станут выполнять равное количество ежедневных рейсов. Наш перевозчик должен найти себе партнера в Узбекистане и обратиться в уведомительном порядке в Комитет транспорта, а после проверки его лицензии и наличия автопарка, с Узбекистаном будет согласовано расписание движения автобусов. Обращения автоперевозчиков будут осуществляться без конкурса, компании смогут свободно организовывать перевозки граждан на рыночной основе. Главное, чтобы был соблюден паритет — один перевозчик осуществляет пять поездок с узбекским коллегой, другой — три,
Он пояснил также, что после вступления в силу протокола будут открыты регулярные автобусные маршруты между крупными городами двух стран. На первом этапе планируются рейсы «Шымкент-Ташкент», а чуть позже «Тараз -Ташкент» и «Шымкент-Бухара». Но география перевозок продолжит расширяться. Количество рейсов не ограничено — это должен определить рынок.
Также Роман Скляр презентовал перед сенаторами проект ратификации соглашения между Казахстаном и Королевством Норвегии о международных автомобильных перевозках. Так, по словам вице-министра, в 2016 году объем перевозок грузов автотранспортом увеличился между нашими странами на 53 % и составил 1,5 тыс тонн.
«Согласно этому соглашению двусторонние транзитные перевозки, а также перевозки „в“ или „из“ третьих стран, осуществляются на разрешительной основе. Эти условия выгодны для казахстанских перевозчиков, так как в настоящее время грузоперевозки между двумя странами проводят перевозчики третьих стран — это белорусские и российские транспортные компании. Сам объем перевозок пока небольшой — около 100 рейсов было сделано в прошлом году. Теперь же мы хотим на двусторонней основе, чтобы наши перевозчики, выдавая бланки разрешений, осуществляли эти перевозки напрямую с Норвегией», — заявил Роман Скляр.
Представитель МИР РК уточнил, что из Норвегии мы в основном завозим продукты питания, прежде всего, норвежскую семгу, а также нефтяное оборудование, а взамен из наших западных регионов мы продаем черные металлы.