Предложение о введение ежемесячной оплаты с жителей Астаны в размере 3 тыс. 800 тенге за право пользования общественным транспортом всего лишь прорабатывается как предложение, в том числе на общественных слушаниях. Окончательных расчетов о том, в каком объеме и на какое направление перевозок общественным транспортом должны быть потрачены средства, правил взимания их с граждан, пока нет. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил руководитель ГУ «Управление пассажирского транспорта города Астаны» Бекмырза Игенбердинов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«На партийных слушаний была внесена одна из концептуальных идей — по возможности бесплатного проезда в городе Астана. Для этого были приглашены эксперты, общественность, чтобы обсудить эти вопросы и рассмотреть как идею. И понять, как дальше ее следует реализовывать. Сегодня мы увидели серьезную реакцию общественности. Это хорошо, что наши горожане и все те, кто заинтересован в дальнейшем развитии нашего города — дали свою оценку. Мы получили очень много разных рекомендаций и предложений, и мы эту работу будем продолжать», — заявил Бекмырза Игенбердинов.
По его словам, сегодня главная задача акимата Астаны в сфере общественного транспорта обеспечить шаговую доступность маршрутной сети и комфортную поездку пассажиров в автобусах. А существующая модель перевозок общественным транспортом себя изжила. К тому же, существует непрозрачность доходной части, непрозрачность статистики налоговых сборов, а также серьезные расходы автопарков, учитывая рост цен на ГСМ, рост цен на запчасти и рост зарплат. И автопарки пока не покрывают расходы за счет существующего тарифа.
«Поэтому и было вынесено несколько вариантов по новой экономической модели развития общественного транспорта. Уверяю вас, что эта позиция на сегодняшний день не выносилась на заседание акимата, не проходила экспертизу в учреждениях акимата. Это лишь для того, чтобы посмотреть реакцию общества, проработать, мы и предложили ее на партийных слушаниях», — заверил Бекмырза Игенбердинов.
Он подчеркнул, что сегодня в акимате провели анализ: какая расходная часть в целом ложится на плечи автопарков, и что нужно сделать для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.
«На сегодняшний день ту доходную часть, которую автопарки получают, они не могут вкладывать ее в программу реализации развития, не могут обновлять свой парк, соответственно увеличивать его количество. Сейчас рабочая группа рассматривает по цифрам — насколько правильны и объективны расчеты», — констатировал глава управления пассажирского транспорта Астаны.
На вопрос о том, как будет этот проект совмещаться с недавно введенным «Астра плат», Бекмырза Игенбердинов ответил, что, к примеру, в разных городах мира имеется единая карта жителя, которая обеспечивает бесплатный проезд для горожан.
«Поэтому, то оборудование, которое сегодня нами было закуплено и используется в рамках „Астра плат“, оно в сторону не уйдет. Будет может быть какой-то дополнительный апгрейд этого оборудования — для того, чтобы эффективно использовать его дальше. Технология двигается, поэтому взяли ту модель, которую условно можно дальше дорабатывать», — констатировал Игенбердинов.
Он также сообщил, что столичный акимат должен максимально учитывать задачу перехода на общественный транспорт.
«Потому что в городе ежегодно прибавляется по несколько десятков тысяч машин. Строить дороги, чтобы повышать уровень автомобилезации, бессмысленно. И все крупные города, испытывая такой трафик, принимают решение повышать пользование автобусами. Ведь либо 100 человек едут в одном автобусе, либо 100 человек едут в 50 автомобилях. Это серьезная разница по нагрузке на дорожную сеть», — сказал представитель столичной администрации.
При этом, он отметил, что не обязательно, если этот проект не удастся осуществить, то сразу повысится плата за проезд в городском транспорте до 300 тенге. «По методике если смотреть, то мы должны поднять тариф, но сейчас разговор об этом не идет», — успокоил Игенбердинов.
В то же время, он опроверг информацию, что проект так называемого «бесплатного проезда» в Астане, задуман с целью отдать кредит в 1,6 млрд долларов Банку развития Китая, который был предоставлен на строительство линии LRT в Астане.
«Займ в госбанке Китая никакого отношения не имеет к варианту бесплатного проезда, ни в коем случае с граждан мы не хотим ничего получить для погашения кредита в банке Китая», — заключил Бекмырза Игенбердиев.