Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, выступая сегодня на Kazakhstan GROWTH FORUM в Астане, признал наличие трудностей, барьеров и вызовов при технологическом перевооружении экономики Казахстана. По его словам, факторов, препятствующих росту производительности много и их всех нужно рассматривать в комплексе. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Ускоренная технологическая модернизация экономики — это первый приоритет, обозначенный в Послании Президента. Глава государства подчеркнул, что необходимо «культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий». По словам Нурсултана Назарбаева, в стране следует развивать отрасли 3D-принтинга, онлайн-торговли, мобильного банкинга, цифровых сервисов. В связи с этим было поручено Правительству разработать программу «Цифровой Казахстан». А на базе одного из объектов ЭКСПО-2017 будет создан международный технопарк IT-стартапов.
Глава Миннацэкономики начал с того, что правительство будет предпринимать дополнительные меры по стимулированию экономического роста и задача, которую оно преследует — обеспечить его на уровне 5−6% ВВП. Вдобавок к этому имеется прогноз социально-экономического развития, согласно которому необходимо еще 2,5 — 3% роста ВВП.
«Ключевыми драйверами, по-нашему, будут те сектора, которые обеспечат рост производительности и экспорта. Мы во многом полагались на внутреннее потребление, которое у нас росло в связи с хорошей ценовой конъюнктурой на нефть и на другие экспортные товары — внутреннее потребление помогло нам достигать высоких темпов роста в последние десятилетия. Поэтому мы хотим сейчас сделать драйверами производительность и экспорт. В первую очередь, конечно, экспорт несырьевой. Кроме того, большой потенциал экономического роста есть в традиционных секторах — это промышленность и сельское хозяйство. Поэтому нам необходимо продолжить модернизацию базовых отраслей экономики», — заявил Тимур Сулейменов.
Он признал, что в МНЭ проанализировали ситуацию и увидели барьеры для технологического перевооружения. Первый — изначально низкий уровень применяемого оборудования. В Казахстане высокий износ основных фондов, высокий удельный вес издержек на поддержание их работоспособности и ограниченность — техническая и технологическая того оборудования, которое сейчас установлена. По подсчетам Миннацэкономики износ основных средств составляет порядка 36%. По сравнению с передовыми странами это высокий показатель износа, там он равен 15−20 %. Второй — это низкая доступность капитала для обновления основных фондов. Тимур Сулейменов констатировал, и это ни для кого не секрет, что существует недостаток доступного долгосрочного кредитования и очень сложно прогнозировать инвестиционные условия на долгосрочную перспективу. К тому же, есть вопросы, где налоговая система может быть более стимулирующей и мотивирующей крупные инвестиций.
«В 2016 году объем кредитов частному бизнесу составил 27 % ВВП. Если сравнивать с Великобританией, то это в три раза меньше. Если сравнивать с другими странами, то объем кредитов к ВВП должен быть на уровне 100 %. Поэтому это один из вызовов, основных для оживления финансовой системы, банковского сектора, развития инвестиционных фондов, венчурных фондов и фондового рынка в целом», — сказал он.
Еще один вызов — неразвитая система трансфера технологий. Она обусловлена тем, что в РК нет полной цепочки поддержки привлечения трансфера технологий, отсутствие сравнительной экспертизы технологий. Есть еще барьер — слабая экосистема поставщиков решений.
«То есть мы не имеем собственных и пока недостаточно хорошо работаем с зарубежными поставщиками решений», — диагностировал проблему Тимур Сулейменов.
Впрочем, по мнению министра национальной экономики, определенный скепсис и инерция мышления самого бизнеса в отношении этих элементов тоже налицо — нет полного понимания что это дает, каким образом значительные капитальные вложения на первом этапе будут помогать конкурентноспособности и повышению доходности. Недостаточность инфраструктуры, вопросы, связанные с кибербезопасностью, как и общее состояние цифровых технологий в нашей стране — еще одни факторы риска.
«Согласно нашим планам период до 2021 года будет характеризоваться более медленным ростом, а после 2021 года этот рост увеличится. Мы хотим увеличить к 2025 году количество предпринимателей с годовым оборотом более 2 млн тенге на 500 тыс. человек или на 42%. У нас сейчас 1 млн 200 тыс. предпринимателей, но не все из них продуктивны. У некоторых из них годовой доход не превышает среднегодовую заработную плату. То есть, предприниматели могут быть обычными наемными работниками и дополнительной стоимости не приносить, поэтому наша задача продуктивных предпринимателей увеличить. Тогда как для роста производительности труда мы ожидаем соответствующий рост заработной платы. В настоящее время количество наемных работников с зарплатой 100 тыс. тенге в месяц составляет 1,6 млн. человек. К 2025 году мы хотим, чтобы было создано 640 тыс. рабочих мест, которые будут иметь заработную плату более 100 тыс. тенге», — поделился планами Тимур Сулейменов.
Он также отметил, что для достижения целевого роста ВВП, Казахстан хочет сосредоточить ресурсы на развитии отраслей, которые обеспечат наибольший вклад в рост экономики. Если посмотреть на структуру ВВП, то это оптово-розничная торговля — порядка 18 %, горнодобывающая промышленность — 13,7 %, а также обрабатывающая промышленность, транспорт и логистика, сельское хозяйство, строительство, туризм, информация, образование и здравоохранение.
«Мы свои ограниченные ресурсы будем концентрировать и использовать в этих отраслях. Сквозные же направления — это предпринимательство, производительная занятость, технологическое обновление и финансовая устойчивость. Для технологического перевооружения базовых отраслей разработан комплекс мер и на ежедневной основе мы проводим его мониторинг. Как вы, наверное, знаете в правительстве мы начали применять подходы проектного управления. Созданы около 12 направлений в разных министерствах в рамках которых осуществляется такое управление», — сказал министр.
Это не стандартное межведомственное взаимодействие, где вопросы решаются через огромное количество согласований, а для решения задач создаются межотраслевые функциональные группы, которые работают в отдельных помещениях принимают отдельные решения. За каждым закреплены кураторы и миннацэкономики является координационным штабом пояснил он.
В завершение своей речи Тимур Сулейменов озвучил некоторые цифры. По его словам, внедрение элементов 4.0 обеспечит выпуск в обрабатывающей промышленности на 12,7 трлн тенге к 2025 году за счет технологического перевооружения.
Наибольший рост производительности труда ожидается в сельском хозяйстве — на уровне 12 %, в обрабатывающей промышленности — 7 % и горнодобывающей отрасли — 7 %. Это базовые отрасли, в которых задел и потенциал индустриализации 4.0 наиболее высок. Для остальных отраслей закладывается рост на уровне 3−6 %.
«В стратегическом плане до 2025 года мы прописываем принцип „Правительство начинает с себя“. Мы начинаем с себя, хотим быть открытыми для изменений, открытыми для учета мнений экспертов и гражданского общества. Второе направление — дерегулирование и либерализация сектора МСБ. Третье — тесное сотрудничество с международными институтами и профессиональными организациями», — заключил министр.