Большая часть услуг портала eGov требует наличия электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая предназначена для защиты электронного документа, а также позволяет идентифицировать ее владельца. Но не многие знают, что среди всех услуг портала есть и такие, которые можно получить при помощи одноразового СМС-пароля, это существенно упрощает процесс получения услуг через портал. Как оказалось, всего портал электронного правительства располагает 30 услугами, которые можно получить без ЭЦП. Для того чтобы ими воспользоваться, человеку необходимо указать ИИН и номер сотового телефона, после чего ввести полученный одноразовый пароль в специальное поле. «Капитал.kz» рассказывает о пяти услугах портала eGov, которые можно получить без электронной цифровой подписи.
Адресная справка
Пожалуй, самая распространенная услуга на портале, которую, как оказалось, можно получить без наличия ЭЦП. Процесс получения справки состоит из трех шагов: авторизации на портале, заполнения заявки и ее подписи при помощи ЭЦП либо СМС-пароля. Завершающим шагом станет ознакомление с обработанной справкой в личном кабинете в разделе «История получения услуг».
Стоимость услуги: бесплатно.
Срок оказания услуги: не более 15 минут.
Справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физическим лицам
Получение справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физическим лицам происходит по тому же сценарию, что и предыдущая услуга, и состоит из трех шагов: авторизации, перехода по кнопке «Заказать услугу онлайн» и заполнения заявки и подписания ее ЭЦП либо при помощи СМС-пароля. Отметим, что справку можно получить и в государственном органе. Для этого необходимо предоставить запрос на получение информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в форме электронного документа, но уже удостоверенного ЭЦП.
Стоимость услуги: бесплатно.
Срок оказания услуги: 20 минут.
Заявка на повторное свидетельство о заключении брака
Еще одной услугой, которую можно получить на портале электронного правительства eGov без ЭЦП, является заявка на повторное свидетельство о заключении брака. Сам процесс занимает до 30 календарных дней в зависимости от условий подачи. Так, справку в электронном формате можно получить за 1 рабочий день, при наличии электронной версии актовых записей — за 5 рабочих дней. В случае отсутствии электронной версии актовой записи и необходимости запроса в другой регистрирующий орган придется ждать до 30 календарных дней. Процесс получения заявки происходит в несколько шагов: авторизация, заказ услуги, заполнение заявки и подпись при помощи СМС-пароля. Если необходимая актовая запись была найдена, то пользователь должен оплатить государственную пошлину в размере 1 МРП, или 2 269 тенге. Комиссия за проведение оплаты составляет 100 тенге. После всех шагов в личном кабинете можно будет ознакомиться с уведомлением. Завершающим шагом станет получение дубликата свидетельства в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Отметим, что онлайн-услугу могут получить граждане, заключившие брак с 1 июня 2008 года.
Стоимость услуги: 1 МРП.
Срок оказания услуги: выдача справок в электронном формате — 1 рабочий день;
при наличии электронной версии актовых записей — 5 рабочих дней;
при отсутствии электронной версии актовой записи и необходимости запроса в другой регистрирующий орган — до 30 календарных дней.
Архивные справки
Услуга eGov о получении архивных справок из областных, городских и районных архивов разделяется по нескольким направлениям. Например, таким как справки о трудовом стаже, составе семьи, образовании, присвоении ученых степеней и званий, применении репрессий. Всего около 19 различных справок о подтверждении сведений социально-правового характера. Необходимый документ можно получить в четыре шага на портале eGov: традиционно авторизоваться и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Затем заполнить заявку и подписать ее ЭЦП. В случае если электронная подпись отсутствует — при помощи СМС-пароля. К самой заявке пользователь должен прикрепить копию удостоверения личности. В зависимости от направленности архивной справки могут понадобиться и другие документы. Такие как копия трудовой книжки, копия государственного акта на право землепользования, копия технического паспорта или копия свидетельства о смерти. Нужно отметить, что максимальный допустимый объем дополнительных документов не должен превышать более 1 МБ. После этих шагов в личном кабинете в разделе «История получения услуг» можно будет ознакомиться с уведомлением об обработке заявки. Завершающим шагом станет обращение в архив для получения справки.
Стоимость услуги: бесплатно.
Срок оказания услуги: 15 календарных дней.
Справки о перемене имени, фамилии или отчества
Эту услугу можно получить через портал eGov, а также через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан». В случае получения справки онлайн пользователь eGov должен следовать трем простым шагам. Как и прежде, необходимы авторизация, заказ услуги, подпись этой заявки при помощи ЭЦП или СМС-пароля. Если актовая запись о смене будет найдена, то нужно оплатить государственную пошлину за оказание услуги. Стоимость получения справки составляет 0,3 МРП. Отметим, что подобную услугу на портале eGov могут получить граждане, у которых акт записи о перемене фамилии, имени, отчества был записан с 13 августа 2007 года.
Стоимость услуги: 0,3 МРП.
Срок оказания услуги: 1 рабочий день.