Первый заместитель прокурора Актюбинской области Нурдаулет Суиндиков на брифинге по вопросам хищения нефти объяснил, почему вопросы теневого оборота сырья все еще имеют особую актуальность, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу прокуратуры региона.
«Уполномоченные и правоохранительные органы, включая прокуратуру, постоянно принимают меры по устранению причин и условий для нелегальных операций с нефтью. Совершенствуется законодательство. Однако, как вы знаете из криминальных новостей, факты хищения продолжаются. Поэтому, прокуратура области взялась дополнительно изучить эту проблему. Для этого собрали команду экспертов. В их числе правоохранители, налоговики, экологи, геологи. Искали ответы на два основных вопроса: какие факторы все еще способствуют хищениям, и что нужно сделать, чтобы устранить их?», — рассказал зампрокурора.
Так, эксперты выяснили, что, во-первых, несмотря на требования об автоматизации учета, отдельные компании все еще практикуют «дедовские» методы. Сырье из скважин поступает в отдельные емкости, а не в централизованный коллектор. Затем, объем добытой нефти измеряется мерной линейкой. Это дает возможность недобросовестным работникам скрыть и продать часть нефти. Во-вторых, нефть похищается и из бесхозных или законсервированных месторождений.
«В-третьих, некоторые компании списывают большие объемы нефти на технологические потери и собственные нужды. Так, АО „СНПС-Актобемунайгаз“ за 2014−2016 годы списало 88 тыс. тонн нефти на техпотери. Эти объемы определены на основании нормативных документов советского периода. ТОО „Сагиз Петролеум Компани“ за эти же годы использовало для горячей промывки скважин 2 тыс. тонн нефти. Четкой методики расчетов таких потерь нет», — пояснил Нурдаулет Суиндиков.
Кроме того, хищениям сырья способствует ситуация с нефтевозами, на которых не установлены особые требования, позволяющие исключить или минимизировать использование машин в нелегальных операциях.
«В-пятых, похищенная нефть легализуется путем составления фиктивных документов, а также с использованием нефтеналивных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов малой мощности. В-шестых, чтобы обойти разрешительные процедуры нефть вывозится из страны под видом иного нефтесодержащего продукта. Для этого незначительно изменяют состав. Добавляют либо извлекают определенные вещества. Получают некий нефтесодержащий продукт, придают ему название, разрабатывают паспорт качества, называемый стандартом организации. Сегодня существует более 100 разновидностей таких продуктов, имеющих стандарты организаций. По сути, это та же нефть. Просто все эти манипуляции, как уже сказано, придуманы для того, чтобы экспортировать ее в обход ограничений», — сказал он.
Отметим, что в целом, за последние 5 лет (2012−2016 годы) в области расследовано 160 уголовных дел по фактам хищения нефти, установленный ущерб по которым составил свыше 7 млрд тенге.
Между тем, команда экспертов по итогам анализа разработала ряд предложений по устранению причин и условий хищений: использование только автоматизированного учета добычи нефти; внедрение современных технологий по охране месторождений; нормативная регламентация определения и утверждения объемов нефти, используемых для собственных нужд, а также технологических потерь; совершенствование информационной системы учета и контроля; внедрение специальной отчетности на перевозку нефти; контроль за эксплуатацией нефтевозов; регламентация процедур разработки и утверждения стандартов организаций на нефтепродукты.
«Озвученные и другие предложения по устранению причин и условий для хищения нефти направлены нами в Генеральную прокуратуру. Генеральная прокуратура поддержала их и внесла в Правительство. Надеемся, что ответственные министерства с должным вниманием изучат наши предложения и в ближайшее время предпримут необходимые меры по их реализации», — заключил Нурдаулет Суиндиков.