В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) начались тектонические сдвиги в процессе трудовой и учебной миграции. Этот процесс коснулся и Казахстана. Об этом говорили казахстанские и иностранные эксперты на международной конференции в Астане «Социальная политика и занятость в ЕАЭС», организованной ЦАИ «Евразийский мониторинг», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Говоря о миграции для получения образования, директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов обратил внимание на неурегулированность этого вопроса в ЕАЭС.
«Принципы ЕАЭС включают свободу передвижения рабочей силы, однако страны-члены объединения не спешат с взаимным признанием дипломов об образовании. В частности, согласно договору о создании Евразийского экономического союза, ограничения касаются юристов, педагогов и врачей. Этим специалистам необходимо нострифицировать (приравнять — Ред.) дипломы при устройстве на работу в странах-членах союза. Помимо этого, студенты российских ВУЗов не могут перевестись в Казахстан. Во многом эти ограничения связаны с тем, что власти хотят сократить учебную миграцию, поскольку молодежи, особенно в северных областях Казахстана, дешевле получить образование в приграничных российских регионах. Однако подобные „изъятия“ очевидно противоречит принципам интеграционного объединения», — рассказал казахстанский эксперт.
Директор Научно-исследовательского центра гуманитарных исследований «Евразия» Зиябек Кабульдинов также отметил активизацию процесса учебной миграции из Казахстана в Россию.
«В Россию мигрирует в основном молодежь, а потом за нею следует старшее поколение. Недавно посол России в Казахстане Михаил Бочарников сообщил, что число граждан Казахстана, которые обучаются в ВУЗах РФ и в их филиалах, которые расположены на территории нашей республики, составляет 69 тыс. человек. Это значительная цифра», — полагает эксперт.
Директор центра «Евразия» констатировал, что определенный отток населения из Казахстана в Россию в последние годы растет.
«На сайте Министерства внутренних дел России была озвучена цифра, что в 2016 году российское гражданство приняли 37 тыс. 837 бывших граждан Казахстана. По сравнению с предыдущими годами идет медленный, но постепенный рост. К примеру, в 2015 году эта цифра была в районе 32 тыс.», — привел статистику Зиябек Кабульдинов.
В числе факторов, обуславливающих привлекательность России как принимающей мигрантов страны, казахстанский эксперт назвал ранний выход на пенсию, наличие материнского капитала, социального пакета для работников бюджетной сферы, наконец, действие программы переселения соотечественников.
Более того, как пояснил Зиябек Кабульдинов, в России, несмотря на западные санкции, больше возможностей для трудоустройства.
«Огромный рынок труда. Если в отдельных регионах, например, в Омской области, есть определенный дефицит рабочих мест, они мигрируют в соседнюю Тюменскую область. Есть возможность для маневра», — полагает Зиябек Кабульдинов.
В то же время, вице-ректор по стратегическому развитию, исследовательской работе и международному партнерству Академии государственного управления при президенте РК Айгуль Кошербаева отметила, что в Казахстане наметился процесс оттока квалифицированной рабочей силы — так называемой «утечки мозгов».
«Должна быть осознанная политика в этой сфере, потому что с экономической точки зрения этот процесс связан с ростом издержек государства, которое тратит ресурсы на подготовку специалистов. Неслучайно, в послании главы государства в качестве пятого приоритета было обозначено качество человеческого капитала. Если рассматривать эту проблему с миграционной точки зрения, то необходимо ослабить влияние выталкивающих факторов, нужно изменить восприятие эмигрантских настроений и сфокусировать внимание на таком измерении, как качество жизни. Казахстан предпринимает определенные шаги в этом направлении — в частности, проводит политику урбанизации», — подчеркнула Айгуль Кошербаева.
Заместитель декана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления — филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ Александр Барсуков заметил, что одним из ключевых направлений развития ЕАЭС является формирование единого рынка труда и услуг.
Так, эксперт отметил, что выгодополучателями от интеграции рынков труда стали трудовые мигранты из государств-членов ЕАЭС, тогда как граждане Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдавии и Азербайджана оказались в уязвимом положении.
«В ЕАЭС в процессе реализации принятых норм в области социальной политики и занятости заявляют, что взаимодействие в рамках союза позволило смягчить социально-экономические последствия кризиса. Вместе с тем, граждане государств, не входящих в ЕАЭС, оказались в неравном положении на рынке труда, поскольку граждане стран Евразийского экономического союза при трудоустройстве на всем евразийском пространстве имеют равные права. В случае России это означает, что трудовые мигранты из стран ЕАЭС освобождаются от необходимости сдавать специальные экзамены, получать медицинские справки
В числе негативных результатов изменения в законодательстве и экономике эксперт назвал возможный рост неформальной занятости.
«Этот фактор может отразиться на мигрантах из государств, не входящих в ЕАЭС, поскольку перед ними стоит больше сложностей и барьеров для оформления разрешения на ведение трудовой деятельности», — заявил он.
Между тем, глава Миссии в Астане Международной организации миграции Деян Кесерович заверил, что активизация миграции — это общемировой тренд, и Казахстан с Россией не могут остаться в стороне от этого процесса.
«Если взглянуть на карту мира — все становится понятно. На юге находятся людские ресурсы, на севере — производственные. Все страны севера практически находятся на грани убыли населения, здесь отрицательный демографический рост. С этой точки зрения миграция — позитивный процесс, это не кризис, вопрос только в том, как мы будем это регулировать», — считает Деян Кесерович.