Какие задачи поставлены перед чиновниками и как оценивается их эффективность? Депутаты от «Ак жол» обратились к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с запросом на эту тему. Мажилисмены поинтересовались, по каким критериям оценивается работа министров и акимов.
Запрос депутатской фракции зачитала Екатерина Никитинская. Она напомнила, что 17 июня прошлого года на совместном заседании палат Парламента РК депутатской фракцией «Ак жол» был задан вопрос о персональной ответственности первых руководителей министерств и ведомств за срыв государственных программ и бюджетные нарушения.
«Являвшийся на тот момент министром по делам государственной службы г-н Донаков Т.С. сообщил, что согласно Плану Нации „100 шагов“ вводится система оценки государственных служащих. А первые руководители государственных органов заключают меморандумы для оценки их деятельности. Согласно пункту 6 статьи 62 Бюджетного кодекса РК проекты меморандумов центральных и местных госорганов на очередной финансовый год должны разрабатываться до 1 ноября текущего года», — сообщила Екатерина Никитинская.
Меморандум содержит ключевые индикаторы в социально-экономическом развитии, выполнение которых министры и акимы обязуются обеспечить. Однако, по словам депутатов, существующие индикаторы не отвечают требованиям, установленным законодательством. В запросе приведены ряд примеров. Для министерства национальной экономики в качестве первого целевого индикатора предусмотрен «уровень декомпозиции Стратегического плана развития РК до 2020 г.».
«А такие показатели, как темпы экономического роста, параметры внешнего долга и иные важные критерии макроэкономического развития, не представлены. В качестве ключевых индикаторов Министерства по инвестициям и развитию указаны производительность труда и объем экспорта в черной и цветной металлургии, количество привлеченных инвесторов из списка Global-2000 (транснациональных компаний) и запуск проектов в рамках сотрудничества с КНР. Но совершенно отсутствуют приоритеты в области национальной обрабатывающей промышленности. Министерство сельского хозяйства сделало упор на индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и индексе физического объема инвестиций в основной капитал производства продуктов питания, хотя очевидно, что второй показатель является составляющей величиной первого. То есть об одном результате это министерство рапортует дважды. Такие примеры можно привести по всем ведомствам», — говорится в запросе.
Также Екатерина Никитинская заявила, что меморандумы с акимами областей по ряду индикаторов суммарно превышают показатели отраслевых министерств в два раза. Это, по словам депутата, говорит об отсутствии координации и формальном характере как планирования, так и отчетов об исполнении таких показателей.
«Также вызывает недоумение, почему на фоне требований о прозрачности госорганов меморандумы министров и акимов не размещаются на сайтах самих министерств, так и в интернете в качестве официальных обязательств их руководителей. Возможно потому, что в ряде случаев такие меморандумы просто не заключаются? Это лишает граждан страны возможности знать, какие задачи поставлены перед тем или иным ведомством, какова роль каждого из них в социально-экономическом развитии страны, а также насколько успешно министры и акимы справляются (или НЕ справляются) с возложенными на них обязанностями», — считает депутат.
Депутатская фракция «Ак жол» просит премьер-министра обеспечить контроль за заключением меморандумов и реальным содержанием индикаторов, а также предусмотреть их размещение на интернет-ресурсах госорганов в открытом доступе. Также предлагается переработать систему используемых в меморандумах целевых индикаторов, отойдя от формальных оценок к конкретным показателям социально-экономического развития отрасли или региона. Депутаты просят привлекать к ответственности первых руководителей госоргана за неисполнение целевых индикаторов, предусмотренных меморандумами.