Хранение контейнеров с низкообогащенным ураном на территории Ульбинского горно-металлургического комбината будет обходиться предприятию в 14−15 тыс. долларов ежегодно. Бюджетом эти затраты заводу возмещаться не будут. Также договором с МАГАТЭ не предусмотрено возмещение Казахстану каких-либо непредвиденных расходов, связанных с хранением банка ядерного топлива на территории Казахстана. Об этом в сенате Парламента заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Канат Бозумбаев отметил, что банк ядерного топлива создается в Казахстане для поставок гарантированных объемов низкообогащенного урана на атомные электростанции государств — членов МАГАТЭ.
«Он будет располагаться у нас в стране, которая станет хранилищем низкообогащенного урана. Банк является исходным топливом для изготовления необходимого материала для атомных электростанций. Решение о создании этого банка было принято в 2006 году. Низкообогащенный уран будет храниться в виде гексофторида в цилиндрах, в контейнерах специального стандарта. МАГАТЭ станет возмещать расходы по доставке и размещению низкообогащенного урана. А также расходы, связанные с экспортом и импортом низкообогащенного урана, по уплате налогов, сборов и пошлин. Владельцем материалов будет являться МАГАТЭ. В то же время расположат банк в Усть-Каменогорске на территории Ульбинского металлургического завода», — рассказал Канат Бозумбаев.
Он пояснил, что МАГАТЭ не случайно выбрала это место, ведь здесь имеются свои высококвалифицированные специалисты.
Вместе с тем финансирование проекта составляет 150 млн долларов. Ряд стран добровольно вкладывают эти деньги. Причем эта сумма уже оплачена МАГАТЭ. США выделяют 49 млн долларов, Европейский союз — 25 млн евро. Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты выделяют по 10 млн долларов, Норвегия — 5 млн евро. В свою очередь Международный фонд по противодействию ядерной опасности предоставляет еще 50 млн долларов.
«Казахстан же возьмет на себя только мелкие расходы, но необходимые для хранения низкообогащенного урана. Расположение банка в Усть-Каменогорске не вызывает опасений для Восточно-Казахстанской области. К тому же он непривлекателен и не вызывает интереса у террористов», — пояснил Канат Бозумбаев.
В свою очередь сенатор Сергей Ершов спросил у министра энергетики, станут ли покрываться расходы — затраты на хранение на Ульбинском металлургическом комбинате, а также стоит ли ждать какую-либо компенсацию в свете возникновения непредвиденных расходов.
«Все расходы будут покрываться оператором проекта — Ульбинским горно-металлургическим предприятием, а это 14−15 тыс. долларов в год. И бюджетные деньги здесь на возмещение финансирования не предусматриваются. Эти расходы из бюджета возмещаться Ульбинскому горно-металлургическому комбинату не будут. Соглашение о непредвиденных расходах также не предусмотрено. Однако министерством энергетики подписано техническое соглашение с МАГАТЭ. В его рамках будет создана комиссия, которая начнет обсуждать реализацию и продвижение этого проекта. Она же и станет рассматривать возникающие непредвиденные расходы», — ответил Канат Бозумбаев.
Между тем сенатор Ляззат Киинов подчеркнул, что с точки зрения безопасности угрозы от банка низкообогащенного урана не больше, чем от любых складов урана, каких у нас в стране десятки. К тому же проект подобного закона принесет положительный имидж Казахстану на международной арене, сообщил сенатор.
В результате сенаторы одобрили законопроект о размещении банка низкообогащенного урана в Казахстане.