Алматы готов к концу этого года принять новый Генеральный план. Действующий, утвержденный еще в 2002-м и рассчитанный до 2020-го, по словам специалистов, сегодня безнадежно устарел. Вызовы, с которыми столкнулся быстрорастущий мегаполис, потребовали досрочной разработки очередного Генплана. Корреспондент «Капитал.kz» встретился с главным архитектором города – директором проектного института «Алматыгипрогор-1» Алтаем Сатыбалдиевым, чтобы узнать, какие главные преобразования заложены в Генеральном плане южной столицы на 15 лет.
Ориентир на Мюнхен
Немецкий Мюнхен во многом послужил ориентиром для местных проектировщиков. «У нас схожие проблемы по экологии, по транспорту – он тоже рядом с горами, в межгорной котловине находится. Мы контактировали с немецкими специалистами и многие вещи, которые сейчас собираемся делать, почерпнули из практики именно этого города», – рассказал собеседник корреспондента «Капитал.kz».
Кто разрабатывает Генплан?
Генпроектировщик – ТОО «Проектный институт «Алматыгипрогор-1», а на субподрядной основе к проработке отдельных разделов документа привлечено 7 проектных организаций, крупнейших в своей области. Это КазНИПИ Энергопром, КазНИИ энергетики им.Чокина, НИИ транспорта и коммуникаций и др. В Генплан вошли и концептуальные идеи датского архитектора Яна Гейла. Чего хотят сами алматинцы – выясняли студенты Архитектурного института, опросив около 15 тысяч горожан. Проведена полная ревизия архитектурных и природных памятников.
Куда будем расти?
Показателя в 1,5 млн жителей и 35 тыс. гектаров, заложенных в старом Генплане, мегаполис достиг еще в 2013 году. На сегодняшний день население превысило 1,8 млн, а сам город раскинулся на 70,3 тыс. га. Такими же темпами в ближайшие годы южная столица расширяться не будет. Городу может отойти всего порядка 12-13 тыс. гектаров пригородных земель, и, скорее всего, только начиная с 2020 года. Развиваться Алматы будет в основном в северном и восточном направлениях. Абсолютно новой инфраструктурой обрастут Наурызбайский и Алатауский районы. Зеленый пояс и новые жилые массивы могут появиться вдоль БАКАД.
Город без окраин
В целом все предложения Генплана сводятся к тому, чтобы подтягивать периферийные районы до уровня жизни в центре. Предполагается сформировать 4 планировочные зоны: западную, северо-западную, северную и восточную, а также один планировочный район – центральный. Каждый из них будет развиваться как самодостаточное многофункциональное градостроительное образование со своими местами приложения труда, местами для отдыха и решением всех культурно-бытовых потребностей. Это позволит уменьшить давление на центр, сократив передвижение транспорта и населения. В основе перемен – принципы полицентричности, «города коротких связей» и «города без окраин». «Сейчас основной упор по общественной застройке лежит не в центре, а именно на периферии. Это делается, чтобы повысить инвестиционную привлекательность этих районов», – сказал Алтай Сатыбалдиев.
Выселение машин
Самый грязный воздух, как показали замеры, сегодня в тех районах, которые раньше считались экологически чистыми, – в Самале и в районе Достык – аль-Фараби. Здесь наибольший трафик машин. Ежедневно по городу перемещается около 800 тыс. авто, треть из которых иногородние. «Европейские города с такой проблемой столкнулись еще в 70-х годах. Сейчас они ее решили, причем не за счет того, что строили многочисленные развязки и расширяли дороги. Они стали ограничивать использование личных машин, развивать общественный скоростной транспорт и пешеходное движение. Те же самые идеи мы закладываем и в наш новый Генеральный план», – подчеркнул эксперт. «Железных коней» будут выселять из центра платными парковками и платным въездом. Причем, чем ближе к ядру города, тем дороже парковка.
Равномерно распределить транспорт и увести транзитные потоки из мегаполиса призваны три дорожных кольца с непрерывным движением – без светофоров. Самое большое, наружное – это БАКАД, которую начнут строить в 2017 году. Среднее кольцо – это продолжение улицы Саина на север. А малое транспортное кольцо свяжет улицы Рыскулова, Саина, аль-Фараби и ВОАД и может стать платными «воротами» в центр. Здесь осталось только ввести две развязки: на Рыскулова – ВОАД и Рыскулова – Емцова.
Автодороги Абая и Толе би намерены пробивать на запад. По пробивке Абая уже разработана проектно-сметная документация. Такая пробивка назрела для развития нового Наурызбайского района. В северном направлении будет пробивка Тлендиева и других новых магистралей.
Даешь метробусы
Скоростные метробусы БРТ могут появиться даже раньше трамваев ЛРТ и будут ездить на «зеленой волне» по своей полосе. Ветка метрополитена сейчас строится на запад по Абая в сторону Калкамана. В районе калкаманской улицы Ауэзова и проспекта Райымбека появится транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который должен взять на себя перехватывающие функции со стороны въезда с запада. Вторая ветка будет продолжена на север по Сейфуллина через ж/д вокзал «Алматы-1» и в сторону Первомайки, где тоже создадут ТПУ, который перехватит потоки с северной стороны – с Капшагая. Еще один узел запланирован на востоке в районе рынка «Жетысу». На каждом из трех ТПУ построят автовокзал, где будут заканчиваться маршруты пригородного автобусного сообщения, и многоярусные парковки для въезжающего транспорта.
Что будет с центром?
Историческое ядро – центр Алматы – в Генплане рассматривается как достояние, которое необходимо сохранить и восстановить его функции. То есть отдать его пешеходам, убрать избыточный транспорт. Облик Алматы в центре изменится через 15 лет только в части благоустройства и повышения качества, комфортности городской среды, считает архитектор. Предполагается восстановление фасадов исторических зданий. Примыкающие к центру промпредприятия вынесут в индустриальную зону.
Пойдут под снос
Во многих районах города будут сноситься малоэтажные постройки 50-х годов – это порядка 700 тыс. кв. метров. Такие задачи стояли и в старом Генплане, но нехватка финансирования тормозила проект. Жители взамен ветхого жилья получают новое на этом же месте, и еще 10% квартир застройщик передает акимату по себестоимости для очередников. Под снос попадут и все незаконные постройки в логах, вдоль речек – в основном в Турксибском, Жетысуском районах. Осушенные территории превратят в лесопарковые зоны.
«Сказать, какие именно здания будут сноситься, а какие нет – это уже другая стадия, она называется «Проект детальной планировки», которая уже в последующем на основании Генплана разрабатывается на отдельные участки города», – пояснил спикер.
Город небоскребов?
Эксперт не исключает, что в Алматы в ближайшие годы может вырасти большое количество небоскребов. Но не в центре – здесь этажность ограничена регламентом – высотой близлежащих домов, а там, «где это оправдано и возможно». Например, в районе Тастака или в Наурызбайском. «С пробивкой новых магистралей это будет достаточно привлекательно. Есть прогноз ООН, что к 2050 году половина жителей Земли будет жить в небоскребах», – сообщил глава проектного института.
Новые объекты
В Наурызбайском районе сейчас ведется активное строительство общественно-административного центра. Инвестором планируется построить многофункциональный досуговый центр с планетарием. В Алатауском – возводится соборная мечеть. Здесь же будет размещен ряд вузов. На озере Сайран могут появиться водопад и современная зона отдыха с аттракционами. Кстати, у проектировщиков есть идея разместить на проспекте Абая крупные торговые и бизнес-центры, что также позволит «снять напряжение» в центральной части. «Мы предполагаем рядом с Сайраном создание крупного делового и развлекательного центра западной планировочной зоны. Это вдоль проспекта Абая – от Баумана до озера. Он вроде как бы и не очень далеко от центра и вместе с тем достаточно близко к микрорайонам, где большая концентрация населения, но нет сейчас достойного центра», – информировал эксперт.
Еще зеленее
Оказывается, мнение, что Алматы – суперзеленый город – это заблуждение. На одного жителя приходится 3-4 метра зеленых насаждений общего пользования (сюда не входят уличные деревья – у них своя функция: защита от пыли, шума, солнца). А должно быть по нормативам не менее 10. Поэтому площади парков, скверов, лесопосадок в Генплане увеличены многократно – с 560 га до 14 тыс.!
Как сильно изменится Алматы к 2030 году?
«Люди наконец всегда будут видеть наши незатуманенные горы, дышать более чистым воздухом. Здесь будет приятный для прогулок и безопасный центр, причем стандарты комфорта, которые мы закладываем в центральной части, распространятся и на периферию. Я предполагаю, что Алатауский, Наурызбайский районы – они не будут чисто алматинскими, может, какой-то другой облик примут, но в любом случае мы будем себя вполне ощущать в едином городском пространстве. Многие тезисы Генплана, я думаю, нам к 2030 году удастся решить положительно», – отметил эксперт.
После окончательной экспертизы и утверждения в правительстве новый Генплан Алматы будет размещен в открытом доступе.