USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.88$
-0.170
BTC
89515.30$

Каким будет Алматы через 15 лет?

Большие перемены для большого города

Share
Share
Share
Tweet
Share
Каким будет Алматы через 15 лет?- Kapital.kz

Алматы готов к концу этого года принять новый Генеральный план. Действующий, утвержденный еще в 2002-м и рассчитанный до 2020-го, по словам специалистов, сегодня безнадежно устарел. Вызовы, с которыми столкнулся быстрорастущий мегаполис, потребовали досрочной разработки очередного Генплана. Корреспондент «Капитал.kz» встретился с главным архитектором города – директором проектного института «Алматыгипрогор-1» Алтаем Сатыбалдиевым, чтобы узнать, какие главные преобразования заложены в Генеральном плане южной столицы на 15 лет.

6fef6cb0928ad97fc34d8ab6735.jpg

Ориентир на Мюнхен

Немецкий Мюнхен во многом послужил ориентиром для местных проектировщиков. «У нас схожие проблемы по экологии, по транспорту – он тоже рядом с горами, в межгорной котловине находится. Мы контактировали с немецкими специалистами и многие вещи, которые сейчас собираемся делать, почерпнули из практики именно этого города», – рассказал собеседник корреспондента «Капитал.kz».

Кто разрабатывает Генплан?

Генпроектировщик – ТОО «Проектный институт «Алматыгипрогор-1», а на субподрядной основе к проработке отдельных разделов документа привлечено 7 проектных организаций, крупнейших в своей области. Это КазНИПИ Энергопром, КазНИИ энергетики им.Чокина, НИИ транспорта и коммуникаций и др. В Генплан вошли и концептуальные идеи датского архитектора Яна Гейла. Чего хотят сами алматинцы – выясняли студенты Архитектурного института, опросив около 15 тысяч горожан. Проведена полная ревизия архитектурных и природных памятников.

Куда будем расти?

Показателя в 1,5 млн жителей и 35 тыс. гектаров, заложенных в старом Генплане, мегаполис достиг еще в 2013 году. На сегодняшний день население превысило 1,8 млн, а сам город раскинулся на 70,3 тыс. га. Такими же темпами в ближайшие годы южная столица расширяться не будет. Городу может отойти всего порядка 12-13 тыс. гектаров пригородных земель, и, скорее всего, только начиная с 2020 года. Развиваться Алматы будет в основном в северном и восточном направлениях. Абсолютно новой инфраструктурой обрастут Наурызбайский и Алатауский районы. Зеленый пояс и новые жилые массивы могут появиться вдоль БАКАД.

67309479bf3621cb3535495cf4b.jpg

Город без окраин

В целом все предложения Генплана сводятся к тому, чтобы подтягивать периферийные районы до уровня жизни в центре. Предполагается сформировать 4 планировочные зоны: западную, северо-западную, северную и восточную, а также один планировочный район – центральный. Каждый из них будет развиваться как самодостаточное многофункциональное градостроительное образование со своими местами приложения труда, местами для отдыха и решением всех культурно-бытовых потребностей. Это позволит уменьшить давление на центр, сократив передвижение транспорта и населения. В основе перемен – принципы полицентричности, «города коротких связей» и «города без окраин». «Сейчас основной упор по общественной застройке лежит не в центре, а именно на периферии. Это делается, чтобы повысить инвестиционную привлекательность этих районов», – сказал Алтай Сатыбалдиев.

Выселение машин

Самый грязный воздух, как показали замеры, сегодня в тех районах, которые раньше считались экологически чистыми, – в Самале и в районе Достык – аль-Фараби. Здесь наибольший трафик машин. Ежедневно по городу перемещается около 800 тыс. авто, треть из которых иногородние. «Европейские города с такой проблемой столкнулись еще в 70-х годах. Сейчас они ее решили, причем не за счет того, что строили многочисленные развязки и расширяли дороги. Они стали ограничивать использование личных машин, развивать общественный скоростной транспорт и пешеходное движение. Те же самые идеи мы закладываем и в наш новый Генеральный план», – подчеркнул эксперт. «Железных коней» будут выселять из центра платными парковками и платным въездом. Причем, чем ближе к ядру города, тем дороже парковка.

Равномерно распределить транспорт и увести транзитные потоки из мегаполиса призваны три дорожных кольца с непрерывным движением – без светофоров. Самое большое, наружное – это БАКАД, которую начнут строить в 2017 году. Среднее кольцо – это продолжение улицы Саина на север. А малое транспортное кольцо свяжет улицы Рыскулова, Саина, аль-Фараби и ВОАД и может стать платными «воротами» в центр. Здесь осталось только ввести две развязки: на Рыскулова – ВОАД и Рыскулова – Емцова.

Автодороги Абая и Толе би намерены пробивать на запад. По пробивке Абая уже разработана проектно-сметная документация. Такая пробивка назрела для развития нового Наурызбайского района. В северном направлении будет пробивка Тлендиева и других новых магистралей.

Даешь метробусы

Скоростные метробусы БРТ могут появиться даже раньше трамваев ЛРТ и будут ездить на «зеленой волне» по своей полосе. Ветка метрополитена сейчас строится на запад по Абая в сторону Калкамана. В районе калкаманской улицы Ауэзова и проспекта Райымбека появится транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который должен взять на себя перехватывающие функции со стороны въезда с запада. Вторая ветка будет продолжена на север по Сейфуллина через ж/д вокзал «Алматы-1» и в сторону Первомайки, где тоже создадут ТПУ, который перехватит потоки с северной стороны – с Капшагая. Еще один узел запланирован на востоке в районе рынка «Жетысу». На каждом из трех ТПУ построят автовокзал, где будут заканчиваться маршруты пригородного автобусного сообщения, и многоярусные парковки для въезжающего транспорта.

8623be8d69eac871ef86903d704.JPG

Что будет с центром?

Историческое ядро – центр Алматы – в Генплане рассматривается как достояние, которое необходимо сохранить и восстановить его функции. То есть отдать его пешеходам, убрать избыточный транспорт. Облик Алматы в центре изменится через 15 лет только в части благоустройства и повышения качества, комфортности городской среды, считает архитектор. Предполагается восстановление фасадов исторических зданий. Примыкающие к центру промпредприятия вынесут в индустриальную зону.

Пойдут под снос

Во многих районах города будут сноситься малоэтажные постройки 50-х годов – это порядка 700 тыс. кв. метров. Такие задачи стояли и в старом Генплане, но нехватка финансирования тормозила проект. Жители взамен ветхого жилья получают новое на этом же месте, и еще 10% квартир застройщик передает акимату по себестоимости для очередников. Под снос попадут и все незаконные постройки в логах, вдоль речек – в основном в Турксибском, Жетысуском районах. Осушенные территории превратят в лесопарковые зоны.

«Сказать, какие именно здания будут сноситься, а какие нет – это уже другая стадия, она называется «Проект детальной планировки», которая уже в последующем на основании Генплана разрабатывается на отдельные участки города», – пояснил спикер.

3058b5db170cb93863d7c3cc37d.jpg

Город небоскребов?

Эксперт не исключает, что в Алматы в ближайшие годы может вырасти большое количество небоскребов. Но не в центре – здесь этажность ограничена регламентом – высотой близлежащих домов, а там, «где это оправдано и возможно». Например, в районе Тастака или в Наурызбайском. «С пробивкой новых магистралей это будет достаточно привлекательно. Есть прогноз ООН, что к 2050 году половина жителей Земли будет жить в небоскребах», – сообщил глава проектного института.

e03f7057826bcc80a6703a35268.jpg

Новые объекты

В Наурызбайском районе сейчас ведется активное строительство общественно-административного центра. Инвестором планируется построить многофункциональный досуговый центр с планетарием. В Алатауском – возводится соборная мечеть. Здесь же будет размещен ряд вузов. На озере Сайран могут появиться водопад и современная зона отдыха с аттракционами. Кстати, у проектировщиков есть идея разместить на проспекте Абая крупные торговые и бизнес-центры, что также позволит «снять напряжение» в центральной части. «Мы предполагаем рядом с Сайраном создание крупного делового и развлекательного центра западной планировочной зоны. Это вдоль проспекта Абая – от Баумана до озера. Он вроде как бы и не очень далеко от центра и вместе с тем достаточно близко к микрорайонам, где большая концентрация населения, но нет сейчас достойного центра», – информировал эксперт.

Еще зеленее

Оказывается, мнение, что Алматы – суперзеленый город – это заблуждение. На одного жителя приходится 3-4 метра зеленых насаждений общего пользования (сюда не входят уличные деревья – у них своя функция: защита от пыли, шума, солнца). А должно быть по нормативам не менее 10. Поэтому площади парков, скверов, лесопосадок в Генплане увеличены многократно – с 560 га до 14 тыс.!

3097286b306ad13d023a8ae1f13.JPG

Как сильно изменится Алматы к 2030 году?

«Люди наконец всегда будут видеть наши незатуманенные горы, дышать более чистым воздухом. Здесь будет приятный для прогулок и безопасный центр, причем стандарты комфорта, которые мы закладываем в центральной части, распространятся и на периферию. Я предполагаю, что Алатауский, Наурызбайский районы – они не будут чисто алматинскими, может, какой-то другой облик примут, но в любом случае мы будем себя вполне ощущать в едином городском пространстве. Многие тезисы Генплана, я думаю, нам к 2030 году удастся решить положительно», – отметил эксперт.

После окончательной экспертизы и утверждения в правительстве новый Генплан Алматы будет размещен в открытом доступе.

78f3d9f9b71fcb9407d0f6e3972.jpg

a0b27d7d6ef8693ff8b191a7ca1.jpg

a00bdd649eb02102668ff91d20e.jpg

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.