В Казахстане началась война с терроризмом
АВТОР

23.09.2016 • 10:25 19286

В Казахстане началась война с терроризмом

Власти и гражданское общество объединились в борьбе с этим злом

В этом году в стране произошли два теракта. Они стали неожиданностью для нашего общества, привыкшего к спокойствию. Государство, чтобы вернуть статус-кво, принимает ряд мер. Одна из них – изменения в законодательство. Борьба с терроризмом волнует всех, поэтому над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» работают не только мажилисмены. «Понимая, что противоборство с экстремизмом и терроризмом результативно только при консолидированной позиции всего общества, депутаты мажилиса привлекли к работе над законопроектом не только представителей государственных органов, но и, что очень важно, представителей неправительственных организаций, общественных объединений, научно-образовательных центров, бизнес-сообщества, религиозных объединений», - сказал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.

У редакции центра деловой информации Kapital.kz есть в распоряжении справка по планируемым изменениям в законодательстве. В частности МВД инициировало поправки в 4 кодекса и 10 законов.

В рамках рассматриваемого законопроекта Министерством внутренних дел инициированы поправки в 4 кодекса и 10 законов.

1. В Кодексе «Об административных правонарушениях» предлагается:

1) увеличить штрафные санкции за нарушения правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов к нему (ст.484 - на физических лиц - с 5 до 10, на юридических лиц – с 15 до 20 МРП), порядка его регистрации либо постановки на учет (ст.486 - на физических лиц с 5 до 10, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организации – с 10 до 20, на субъектов среднего предпринимательства – с 20 до 30 МРП), а также за неправомерное применение оружия (ст.485 - с 10 до 20 МРП) и стрельбу в населенных пунктах (ст.436 с10 до 20 МРП).

В действующей редакции, размеры штрафных санкции по указанным статьям КоАП составляют всего лишь 5 МРП (10605 тенге), что на наш взгляд не адекватно тяжести последствий.

Обоснование: Вносится с целью обеспечения общественной безопасности граждан и усиления ответственности владельцев и пользователей оружия за нарушения предусмотренного законодательством порядка оборота гражданского и служебного оружия.

На наш взгляд увеличение штрафных санкций позволит повысить правовую ответственность физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

2) ввести новую меру административно-правового воздействия на владельцев гражданского и служебного оружия такую как направление на повторную проверку знаний правил безопасного обращения с оружием при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 436 (Стрельба из огнестрельного, газового,пневматического оружия, запуск пиротехнических веществ и изделий с их применением в населенных пунктах), 484 (Нарушение правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов кнему), 485 (Неправомерное применение газового оружия) и 486 (Нарушение порядка регистрации (перерегистрации) гражданского и служебного оружия либо порядка постановки его на учет) КоАП.

Обоснование: Предлагаемая норма вводится в целях административно-правового воздействия на владельцев оружия, за совершение административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение проверки знаний правил безопасного обращения с оружием только при первоначальном приобретении оружия (п.4 ст.15 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия»).

Правила организации первоначальной подготовки владельцев и пользователей оружия утверждены приказом МВД от 17.04.2015 года №366.

Совершение административных правонарушений владельцем в сфере оборота оружия подтверждает факт отсутствия вышеуказанных знаний.

Введение указанных норм позволит повысить правовую ответственность владельцев и пользователей гражданского и служебного оружия и стимулирует их законопослушное поведение.

3) ввести административную ответственность за нарушение порядка функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов (водится новая статья 485-1, предусматривающая штраф в размере 20 МРП, с приостановлением действия разрешения на право их открытия и функционирования), за ношение специальной одежды охранника частной охранной организации лицам, не имеющим на то право (в статье 675 КоАП вводится часть 3 предусматривающая штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей, с конфискацией специальной одежды).

Обоснование: Необходимость введения административной ответственности обусловлена с целью обеспечения соответствия стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов разрешительным требованиям.

Данные разрешительные требования установлены Правилами открытия и функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов, утвержденных приказом Министра внутренних дел от 17 апреля 2015 года № 365.

Однако, действующим законодательством ответственность за их нарушение не предусмотрена.

Справочно: По стране функционируют 27 стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов. При этом, количество нарушений увеличилось на 100% (с 5 до 10), по результатам выявленных нарушений владельцы лишь предупреждены.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона «Об охранной деятельности» охранники частных охранных организаций осуществляют охранную деятельность в специальной одежде, обозначающей их принадлежность к субъекту охранной деятельности, образцы которой и порядок ее ношения утверждаются уполномоченным органом (приказ МВД от 23.02.15г. № 142). При этом ответственность за нарушение данной нормы отсутствует.

Охранники частных охранных организаций наделены правами, практически ставящими их в один ряд с сотрудниками правоохранительных органов. Они вправе требовать от физических лиц соблюдения общественного порядка.

В целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей им дано право применять физическую силу, задерживать лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, а в отдельных случаях даже наделены правом осматривать одежду задержанного и изымать некоторые предметы для передачи их в правоохранительные органы.

Кроме того, специальная одежда охранника может позволить злоумышленнику проникнуть на охраняемый объект, а также послужить прикрытием для других противоправных действий.

4) увеличить штрафные санкции за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность (ст.492 ч.2 (с 5 до 7 МРП), ч.3 (с 10 до 13 МРП), ч.4 (с 5 до 10 МРП), ч.5 (с 15 до 20 МРП).

Обоснование: В действующей редакции, размеры штрафных санкций указанной статьи КоАП для физических лиц составляют всего лишь 5 МРП (10605 тенге), 10 МРП (21210), 15 МРП (31815). На наш взгляд увеличение штрафных санкций за данное правонарушение повысит правовую ответственность граждан и стимулирует их законопослушное поведение.

5) сократить срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение до одного месяца (ст.492 ч.1).

Обоснование: Данная норма по сокращению срока проживания без регистрации также направлена на повышение правовой ответственности населения.

Справочно: Действующим законодательством срок проживания без регистрации установлен до 3 месяцев.

6) установить административнуюответственность собственника или других лиц, в ведении которых находится жилище, здания и (или) помещения, за проживание в них лиц без регистрации в виде штрафа в размере на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. (ст.493 ч. 5).

При повторном нарушении в течении года - на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. (ст.493 ч. 6).

Обоснование: Установление административной ответственности собственников (непосредственно арендодателей) повысит их ответственность. Такой подход позволит, не только решить проблемы «резиновых квартир», но и снимет проблему проживания без регистрации, а также обеспечит пополнение бюджета за счет поступления налогов от сдачи в аренду жилого помещения.

Справочно: На сегодня, установлена ответственность собственников только за допущение регистрации физических лиц, которые фактически у них не проживают.

7) ужесточить путем увеличения штрафов ответственность физических или юридических лиц принимающих иностранцев и лиц без гражданства за нарушение законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, (увеличиваются штрафы в ст.518 КОАП РК):

ч.1 (с 5 до 15 МРП –на физических лиц, с 10 до 30 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 15 до 40 - на субъектов среднего предпринимательства, с 20 до 60 - на субъектов крупного предпринимательства);

ч.2 1 (с10 до 25 МРП –на физических лиц, с 20 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 50 - на субъектов среднего предпринимательства, с 40 до 75 - на субъектов крупного предпринимательства ),);

ч.3 (с 15 до 30 МРП –на физических лиц, с 25 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 70 - на субъектов среднего предпринимательства, с 40 до 100 - на субъектов крупного предпринимательства ),

ч.4 (с 10 до 30 МРП –на физических лиц, с 20 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 75 - на субъектов среднего предпринимательства, с 50 до 150 - на субъектов крупного предпринимательства );,

ч.5 (с 15 до 50 МРП –на физических лиц, с 25 до 100 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 150 - на субъектов среднего предпринимательства, с 45 до 300 - на субъектов крупного предпринимательства ),.

Обоснование: Вносится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими миграционного законодательства РК и защитынациональных интересов.

Существующие в действующей редакции данной статьи штрафные санкции не оказывают профилактические воздействия на нарушителей. Получаемый доход от организации канала нелегальной миграции и пособничества этому процессу, намного превышает штрафные санкции.

2. В Уголовный кодекс:

В статье 51 предлагается, что выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства будет исполнятся в принудительном порядке с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет.

Обоснование: Данная норма вводится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства.

3. В Уголовно-исполнительном кодексе также предлагается упорядочить механизм выдворенияиностранцев отбывших наказание.

В частности, выдворение будет осуществлятсяпутем препровождения выдворяемого иммигранта до Государственной границы Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан и закрытием въезда сроком на пять лет(ст.70 УИК РК).

Обоснование: Данная норма вводится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства.

4. В Предпринимательском кодексе:

- предлагается определить особый порядок государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, что позволит органами внутренних дел осуществлять проверки объектов с хранением и использованием указанной категории оружия в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

Обоснование: Предложение вносится в целях исполнения поручений Главы государства, данных на заседании Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части определения особого порядка государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов.

Введение данной нормы позволит (в порядке исключения) определить возможность осуществления органами внутренних дел проверок объектов с хранением и использованием указанной категории оружия в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

В настоящее время, в соответствии с Предпринимательским кодексом, проверки юридических лиц, занятых в сфере легального оборота оружия ОВД производятся только в период оперативно-профилактических мероприятий и в рамках «иной формы контроля» (без права возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения).

Вместе с тем, проведение проверок в период ОПМ предусматривает процедуру внутреннего планирования проверок (к примеру, один раз в квартал или в год), подготовки приказов об объявлении ОПМ (республиканских или региональных) и т.д.

В данной ситуации утрачивается возможность проверок в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

К примеру, последние события в г.Актобе, связанные с нападением на оружейный магазин «Паллада» показали на несоблюдение владельцем магазина требований, предъявляемых к безопасности торговых залов магазина, что привело к захвату преступниками оружия и боеприпасов и совершения с их использованием тяжких преступлений.

Оборот оружия и боеприпасов, кроме хранения и учета, включает также его перевозку, ввоз, вывоз(одна партия перевозимого оружия может составлять тысячи и более единиц разного вида оружия и патронов), требующие осуществление контроля на постоянной основе.

К примеру, в текущем году, ТОО «Олимпик-Шымкент», имеющий лицензию на торговлю оружием, при перевозке с г.Алматы, утеряно при неизвестных обстоятельствах 13 единиц оружия (в т.ч. нарезного) и 17500 штук патронов к нарезному оружию.

Полагаем, что введение данной нормы повысит ответственность юридических лиц, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

5. В Законе «О государственном контроле заоборотом отдельных видов оружия», предлагается:

1) запретить:

- оборот на территории Республики Казахстан огнестрельного длинноствольного нарезного оружия и патронов с крупным калибром (более «338 lapua»);

Обоснование: Предложение о введении запрета на оборот на территории Республики Казахстан огнестрельного длинноствольного нарезного оружия и патронов с крупным калибром (более «338 lapua») инициировано Службой государственной охраны и обусловлено тем, что основная ниша применения оружия и патронов калибра свыше 338 Lapua — снайперская стрельба. Высокая кучность при стрельбе (на дальности 1000 м и настильная траектория пули позволяют вести эффективный прицельный огонь на дистанциях до 1500 метров и дальше. Патрон 338 Lapua используется в снайперских винтовках M98, M98B «Баррет», а также в российской Т-5000. Экспансивная пуля патрона 338 Lapua обладает очень мощным убойным и останавливающим действием. Пуля патрона 338 Lapua способна пробить любой, даже тяжёлый бронежилет, а также различные преграды (бетонные заборы, лист стали до 24 мм толщиной).

- передачу оружия другому лицу;

Обоснование: Предлагается законодательно установить запрет на передачу оружия другому лицу. Так, разрешение на хранение и ношение оружия выдается конкретному лицу. Передача другому лицу, не имеющему соответствующего разрешения на хранение и ношение соответствующего вида оружия чревато последствиями, в т.ч. использования в преступных целях, несчастными случаями при неимении навыков обращения с оружием и т.д.

Введение данной нормы направлено наповышение ответственности владельцев гражданского оружия.

- размещение помещения для хранения и торговли оружием и патронами к нему в жилых домах, на территории спортивных, развлекательных, транспортных объектов, организации образования, здравоохранения, гостиниц, рынков, объектов общественного питания и торговли;

Обоснование: Введение запрета юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием на размещение помещения для хранения и торговли оружием и патронами к нему в указанных объектах предлагается во исполнение поручений Главы государства, данных по итогам заседания Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части установления единых требований к размещению и техническому оснащению оружейных магазинов.

В целях снижения риска гибели граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с оружейными магазинами полагаем, что они не должны размещаться в жилых домах, на территории спортивных, развлекательных, транспортных объектов, организации образования, здравоохранения, гостиниц, рынков, объектов общественного питания, торгово-развлекательных центров, торговых центров и торговых домов.

Справочно: Из 103 функционирующих оружейных магазинов в торговых домах размещены– 10 (9,7%), в многоквартирных жилых домах – 51 (49,5%), в отдельных зданиях – 42 (40,7%).

На переоборудование оружейных магазинов законопроектом предусматривается срок 18 месяцев (1,5 года), согласованный с Национальной палатой предпринимателей и оружейной ассоциацией «Корамсак».

- выставление в торговом зале оружейного магазина, а также экспонирования гражданского и служебного оружия в готовом для стрельбы состоянии.

Обоснование: Вносится в целях исполнения поручений Главы государства, данных по итогам заседания Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части установления единых требований к техническому оснащению оружейных магазинов.

Введение данной нормы позволит исключить возможность производства выстрела в случаях захвата оружия преступниками.

2) приостановление торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему по требованию Службы государственной охраны на срок, необходимый для проведения охранных мероприятий.

3) расширение составов правонарушений, при которых приостанавливается или прекращается действие разрешений на оружие, либо отказывается в его выдаче (с 2 статьей до 9 статьей КоАП).

Подпункт 5) пункта 4 статьи 19 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» дополняется статьями УК за совершение проступков по статьям:

109 (Побои), 287 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч.1), 288 (Незаконное изготовление оружия (часть 1), 289 (Небрежное хранение огнестрельного оружия), 296 (Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта (часть 1), 337 (Незаконная охота (ч.1 и 2), 346 (Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманическогоопьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу или допуск к управлению транспортным средством такого лица (часть 1), 379 (Неповиновение представителю власти (часть 1), 389 (Самоуправство (ч.1 и 2), а также Кодекса РК «Об административных правонарушениях» по статьям 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений и 453. Изготовление, хранение, ввоз, перевозка, распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, а равно иной продукции.

Обоснование: Введение данной меры позволит законодательно закрепить норму по применению мер правового воздействия как приостановление или прекращение действия разрешений, а также отказ в их выдаче, в случаях совершения владельцами и пользователями гражданского и служебного оружия уголовного проступка или административного правонарушения.

4) предоставление органам внутренних делправа при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в части:

- изъятия оружия и патронов до устранения выявленных нарушений порядка хранения и укрепленности объектов с хранением гражданского и служебного оружия;

- проведения проверок юридических лиц с хранением и использованием указанной категории оружия не реже одного раза в квартал, физических лиц – не реже одного раза в год.

- исключения требований по распределению проверяемых субъектов (объектов) по группам на основе оценки степени риска, составлению проверочных листов, регистрации актов о назначении проверок, извещению проверяемого субъекта о начале проведения проверки.

Обоснование: Предложения вносятся в целях исполнения поручений Главы государства, данных на заседании Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части усиления контроля за оборотом оружия, определения особого порядка государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов, предусматривающими особенности порядка проведения проверок, осуществляемых органами внутренних дел в сфере государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему,

Введение указанных норм позволит (в порядке исключения):

1) предоставить законодательное право органам внутренних дел на:

- изъятие и сдачу на ответственное хранение в органы внутренних дел оружия и патронов до устранения выявленных нарушений условий хранения и технической укрепленности объекта;

- осуществление проверок носящих внезапный характер, в том числе во внеурочное время (в выходные и праздничные дни), на предмет соблюдения требований по охране помещений и оружейных комнат, соответствующих условиям хранения оружия и патронов, в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам;

2) не распространять в соответствии с пунктом 3 Предпринимательского кодекса РК действие Параграфа 2 «Порядок организации и проведения проверок» предусматривающего распределение проверяемых субъектов (объектов) по группам на основе оценки степени риска, составление проверочных листов, регистрации акта о назначении проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, извещения в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения проверки;

3) конкретизировать периодичность срока проведения проверок;

4) ввести обязанность по ведению ведомственного учета и составлению акта о назначении и результатах проверки.

Полагаем, что введение данной нормы повысят ответственность юридических лиц, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

6. В Законе «Об охранной деятельности», предлагается:

- обязать субъекты охранной деятельности о незамедлительном информировании органы внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации с охраняемых объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

Обоснование:

Для мгновенного реагирования на противоправные действия и предотвращения попыток преступных посягательств на указанной категории объектов, предлагается законодательно обязать субъектов охранной деятельности, осуществляющих охрану объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации.

- расширить составы правонарушений(конкретизируются постатейно), при которых не могут быть приняты на должность охранника частной охранной организации лица, привлеченные к административной ответственности ранее в течение года до принятия на работу или охранником за совершение умышленных административных правонарушений.

Обоснование:

Действующая редакция пункта 6 статьи 10 Закон «Об охранной деятельности» предусматривает запрет принятия на работу руководителем или охранником охранной организации за совершение умышленных административных правонарушений по 112 статьям.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика большинство из них не влияют на осуществление указанными лицами своей деятельности и не характеризуют их как лиц, недостойных осуществления своих должностных функций.

Например, ст.435 (Хулиганство, совершенное несовершеннолетним), ст.442 (Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей), ст.448 (Вандализм несовершеннолетних), ст. 457 (Нарушение законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации нормативных правовых актов) и т.п.

В связи с этим, в рамках ужесточения законодательства в сферах противодействия экстремизму и терроризму предлагается данную норму дополнить ст.453 (Изготовление, хранение, ввоз, перевозка, распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, а равно иной продукции).

7. В Законе «О жилищных отношениях», предлагается:

- обязать собственников жилищ, нежилых помещений регистрировать лиц, проживающих в принадлежащих им жилищах, нежилых помещениях, а также снимать с регистрации при их убытии (ст.4, 18, 37).

- ввести определение понятия: «временные жильцы - граждане, которым нанимателем (собственником) или другим лицом, в ведении которого находятся жилища, нежилое помещение, членам жилищного кооператива) предоставлено право временного проживания в жилище, нежилом помещении без взимания с них платы за пользование жилищем, нежилым помещением».

Обоснование: Данные меры обусловлены необходимостью осуществления контроля со стороны государства за внутренними миграционными процессами.

Одновременно с обязанностью внутренних мигрантов вставать на учет по месту временного проживания, указанная мера позволит вести двойной контроль за прибытием и убытием граждан и снять проблему проживания граждан без регистрации, а также совершенствовать механизм контроля за краткосрочной арендой и субарендой жилья, повысить правовую ответственность не только физических, но и юридических лиц.

8. В законах «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О статусе столицы Республики Казахстан», «Об особом статусе города Алматы» предлагается:

- наделить маслихаты компетенцией на утверждение правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице в соответствии с типовыми правилами регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

- законодательно закрепить компетенцию акимата области, города республиканского значения, столицы на разработку правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице в соответствии с типовыми правилами регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Обоснование: Соответствует существующей практике и статусу данного органа. Учитывая, что Республика Казахстан имеет большую территорию и, соответственно, условия в регионах существенно отличаются, целесообразно установить право местных органов осуществлять регулирование миграционных процессов с учетом потребностей конкретной области, города республиканского значения, столицы, регулировать миграционные процессы с учетом плотности расселения граждан в регионах.

9. В Законе «О миграции населения», предлагается:

1) дополнить компетенцию Правительства правом утверждать типовые правила регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице (статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан).

Обоснование: Данная норма вводится в целях обеспечения формирования и реализации единой миграционной политики, целесообразно Правительством утверждать типовые правила регулирования миграционных процессов, на основе которых местные представительные органы будут принимать региональные правила.

При этом для обеспечения сбалансированного развития регионов и миграционных процессов, отвечающих экономическим интересам регионов, будет использоваться механизм проживания с учетом конкретных условий регионов, но по общим правилам.

2) наделить органы внутренних дел компетенцией на:

разработку типовых правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице (статья 9.Компетенция органов внутренних дел).

Обоснование: Данная норма обеспечит единообразный подход по республике в целом, формирование и реализацию единой миграционной политики по урегулированию проблем внутренней миграции в стране, усилению внутреннего миграционного контроля на территории Казахстана.

Справочно:

В соответствии со статьей 9 Закона «О миграции населения», органы внутренних дел реализуют в пределах компетенции государственную политику в области миграции населения.

Так, согласно учетных сведений органов внутренних дел, в процессах внутренней миграции ежегодно участвуют более миллиона человек (в 2015г. зарегистрировано по месту жительства 1 млн. 287,9 тыс., за 8 месяцев 2016г. – 882,3 тыс.), из них 20% - это межрегиональная миграция (2015г. – 285,6 тыс. чел., 8 месяцев 2016г. – 192 тыс.), а остальные граждане меняют место жительства в пределах области.

- осуществление контроля своевременноговыезда за пределы Республики Казахстан иммигрантов, в отношении которых вынесен судебный акт о выдворении;

- обязать внутренних мигрантов зарегистрироваться по месту жительства и по месту временного пребывания на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (статья 51. Основные права и обязанности внутренних мигрантов).

Обоснование: Такой подход позволит государству обеспечить своевременную регистрацию населения при изменении места жительства, повысить правовую ответственность граждан, вести учет населения в полном объеме.

10. В Законе «О государственных услугах», предлагается:

- обязать услугодателей отказывать в оказании некоторых государственных услуг, определяемых Правительством Республики Казахстан, при отсутствии регистрации по месту временного пребывания и (или) по месту постоянного жительства услугополучателя (статья 5. Права и обязанности услугодателей).

Обоснование: Ограничение в доступе к некоторым государственным услугам для лиц, нарушивших порядок регистрации внутренних мигрантов, не прошедших своевременную регистрацию при изменении места жительства, позволит обеспечить обязательную регистрацию населения по месту временного пребывания и (или) по месту постоянного жительства.

Перечень таких государственных услуг, утвержденных решением Правительства, определяется государственными органами.

11. В Законе «О правовом положении иностранцев», предлагается ужесточить контроль за пребыванием иностранцев в Республике Казахстан и выполнения ими решения суда о выдворении путем внесения изменения в статью 28 в части принятия решения о выдворении только судом, а также применении наряду с контролируемым самостоятельным выездом иностранца процедуры принудительного выдворения.

Обоснование: Вносится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства РК.

12. В Законе «О Национальной гвардии Республики Казахстан», предлагается в соответствии с Законом «О противодействии терроризму» привлекать военнослужащих Национальной гвардии для обеспечения правовых режимов чрезвычайного положения, антитеррористической операции.

Обоснование: Включение данной нормы позволит укрепить правовое поле, которое обеспечит надлежащие условия для осуществления своих полномочий военнослужащими Национальной гвардии при выполнении служебно-боевых задач.

Также предлагаемые поправки позволят обеспечить материально-техническим обеспечением подразделения Нацгвардии, привлекаемые к выполнению задач по обеспечению правового режима антитеррористической операции.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Закона «О Нацгвардии» по решению Министра внутренних дел воинские части Национальной гвардии привлекаются к выполнению обязанностей по охране общественного порядка или для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении правового режима чрезвычайного положения, правового режима антитеррористической операции и др. Однако сейчас в Законе отсутствует гарантия личной безопасности военнослужащих при выполнении ими обязанностей по обеспечению правового режима антитеррористической операции.

По мнению известного политолога Айдоса Сарыма, входящего в рабочую группу по принятию законопроекта, в данном случае важна поддержка всего общества. Он в частности напомнил, что государство само привлекло к разработке законопроекта представителей разных гражданских групп – НПО, религиозных деятелей и т.д.

«Важно, чтобы закон поддержали все слои населения, политические партии. Важно, чтобы никто не подумал, будто этот закон направлен против каких-то групп граждан. Если взять аналогию, вспомните закон 2001 года USA Patriot, который приняли в Штатах. На тот момент это был ответ, который консолидировал не только деятельность исполнительной власти, но и всего общества в целом. Вот и нам не хватало чего-то подобного. В частности я высказывался после терактов: где ясный ответ, что мы, казахстанские граждане, не потерпим такого отношения к нам и свою веру в конституционный строй будем отстаивать?», - подчеркнул политолог.


Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

мажилис законодательство уголовный кодекс борьба с терроризмом

23.09.2016 • 10:25 19286

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus