В Казахстане планируют внести изменения в закон «Об образовании», в котором может появиться пункт о праве родителей обучать своих детей дома. «По приезде в министерство (образования и науки РК. – Ред.) предложу создать рабочую группу, куда вошли бы инициаторы, ученые, учителя, психологи, чтобы можно было делать предложения. Сейчас в министерстве как раз предполагаются изменения в закон об образовании», - сказала главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования Минобразования Шолпан Касымова, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Тему дошкольного образования, поднятую аналитической группой КИПР, в Казахстане обсуждают нечасто, хотя во многих странах эта форма обучения разрешена. На постсоветском пространстве учить детей дома можно в России, Узбекистане и Молдове. В дальнем зарубежье домашнее обучение доступно, например, в США, Великобритании, Австралии, Канаде. В ФРГ и Швеции, тоже развитых странах, у школьников нет возможности учиться дома. Мировой опыт в этом смысле неоднозначен.
В Казахстане же ситуация довольно странная: с одной стороны, закон не предполагает дистанционного обучения школьников, а с другой – прямого запрета на домашнее обучение нет. По словам общественного деятеля Светланы Друзь, отсутствие четкого регулирования этого вопроса приводит к тому, что родителям, обучающим детей дома, угрожают судами, вымогают деньги и т. д. Кроме того, пока домашнее образование находится в «тени», им могут пользоваться для пропаганды «сомнительных идей», считает спикер.
Зачем учить детей дома?
Родители, по словам Светланы Друзь, в таких случаях в первую очередь хотят привить ребенку свою систему ценностей, оградить его от наркотиков и улучшить академические показатели. Эксперт КИПРа утверждает, что последнее удается за рубежом: «Исследования домашнего образования говорят о том, что дети, учащиеся дома, опережают сверстников по результатам тестов». Такие дети ведут более насыщенный образ жизни, чаще посещая кружки и секции, а в приемных комиссиях университетов якобы отмечают их большую самостоятельность, утверждает Светлана Друзь. По ее словам, знания усваиваются легче, когда их объясняешь индивидуально. Кроме того, сейчас школы переполнены, учителей не хватает, а «домашнее обучение разгрузит бюджет».
Светлана Друзь отметила, что никто не настаивает на том, что учеба вне школы лучше классического среднего образования, но дети имеют право на альтернативу. «Мы хотим право на альтернативу, которую подразумевают декларация прав человека и семейный кодекс. Их надо закрепить в закон об образовании», - говорит она.
Противники домашнего образования в первую очередь кивают на то, что ребенок, отгороженный от сверстников, не сможет адаптироваться в обществе.
Проблема, по мнению ряда спикеров, не в школьной системе образования как таковой, а в том, во что превратили казахстанские школы.
«Все плюсы домашнего обучения связаны с минусами нашей школы. В любом случае надо поднимать школы. Удвоить финансирование среднего образования. 7% из Нацфонда каждый год – этого вполне достаточно», - считает общественный деятель и экономист Петр Своик.
Отметим, что домашнее обучение – один из древнейших способов получения образования. При таком виде обучения ученик изучает школьные предметы дома, а потом сдает тесты или экзамены, которые проверяют в школах.